Навигационный рынок России: новые технологии, новые услуги, новые бизнес-модели
С 25 по 26 апреля в Москве пройдет XI Международный Навигационный форум, который представляет собой центральное событие года в Российской Федерации и странах ЕАЭС в сфере использования навигационных технологий. Основной задачей форума является информирование российской и зарубежной аудитории о рыночных и технологических трендах развития российского и международного навигационного рынка и их анализ, включая эффективность применения и развитие технологий в различных отраслях экономики, направление государственной политики по использованию ГЛОНАСС, а также возможности для международного сотрудничества и кооперации в сфере навигационной деятельности.
Потенциал навигационного рынка эксперты оценивают как высокий. Согласно отчету Европейского космического агентства рынок устройств спутниковой навигации и сопутствующих навигационных сервисов в 2015 составил 250 млрд евро и растет ежегодно на 7%. Количество устройств, использующих навигационные чипы, в 2016 году превысило 5 млрд. При этом основную долю занимают сервисы на основе геолокации, благодаря широкому проникновению смартфонов и мобильных приложений. В России более половины мобильных сим-карт установлено в смартфоны, при этом навигационными приложениями, согласно исследованию Ericsson ConsumerLab, проведенному в 2015 году, пользуется около 20% владельцев смартфонов на ежедневной основе и половина – хотя бы раз в неделю.
Согласно докладу Allied Market Research рынок LBS-услуг (сервисов на базе геолокации) вырастет к 2022 году до $61,897 млн с $11,994 млн в 2015 (ежегодный рост в 26,6%). И если в 2015 году фаворитами по выручке на рынке были картографические и навигационные приложения, то, по прогнозам, далее рынок будет развиваться за счет внедрения инновационных технологий и услуг, на базе которых будут создаваться новые бизнес-модели. Основными драйверами мирового развития навигационной отрасли в ближайшие годы станет монетизация коммерческих информационных, платежных и медиа- сервисов, сервисов ЭРА+ и страховой телематики; расширение возможностей умного "подключенного автомобиля" (Connected Сar); развития технологий V2X, информационного обмена "автомобиль – автомобиль" V2V, "автомобиль – инфраструктура V2I", "автомобиль – человек" V2P; мобильные и безопасные города; разработка робомобилей, БПЛА, БАС и роботов; создание единого навигационного пространства для потребителя путем интеграции разнообразных технологий: спутниковой, инерциальной, indoor-навигации; технологий навигации повышенной точности и гарантированной надежности, а также переход на навигационные устройства нового поколения.
В первую очередь предполагается, что значительно изменит как навигационный, так и авторынок развитие технологий и сервисов в "умном" автомобиле. В предстоящие 2-3 года проникновение технологий "connectivity" на российский автомобильный рынок составит 70-80%. Основными драйверами роста являются крупные инфраструктурные проекты: Платон, ЭРА-ГЛОНАСС, Безопасный город, Система 112, Система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", система весогабаритного контроля. Стремительно развивается сегмент in vehicle infotainment – автомобильные информационно-развлекательные системы.
Эксперты едины в одном: навигационный рынок сформирован в России и успешно развивается, наступило время массового внедрения коммерческих сервисов.
По ряду текущих государственных инициатив планируется разработка телематических транспортных систем, которые сформируют единую экосистему в транспортной отрасли. "Мы считаем, что в будущем именно создание экосистемы, в рамках которой обеспечивается сбор, интеллектуальная обработка, анализ и обмен информацией между транспортными средствами и объектами телематической инфраструктуры, позволит внести значительный вклад в развитие умных страховых продуктов и инновационных потребительских сервисов в России. Основа внедрения интеллектуальных технологий – навигация. Поэтому важно консолидировать усилия для ускорения развития отрасли. Это, в свою очередь, повысит мобильность, снизит стоимость владения транспортным средством, а также обеспечит снятие и сглаживание законодательных и иных барьеров для развития рынка моторных видов страхования, будет способствовать появлению новых услуг и инновационных бизнес-моделей, расширению функционала существующих услуг, эффективности перевозок пассажиров, товаров, и самое важное – безопасности и экономичности транспортной сферы", – комментирует Александр Гурко, президент Некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий".
На 10-м юбилейном Навигационном форуме в прошлом году помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил успехи развития российской навигационной отрасли за последние десять лет, в первую очередь за счет запуска масштабного государственного проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" (государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях). За эти годы сформирована законодательная база и создаются благоприятные возможности для развития малого и среднего бизнеса. 2017 год – начало массового внедрения коммерческих сервисов и услуг на базе "ЭРА-ГЛОНАСС". Развитие инфраструктуры системы в настоящее время является основным драйвером не только российского навигационного рынка, но это и экспорт технологий за рубеж, в первую очередь, в страны Евразийского экономического союза. На базе апробированных решений и устройств вызова экстренных оперативных служб "ЭРА-ГЛОНАСС" могут создаваться аналогичные системы других государств и в дальнем зарубежье. По словам генерального директора навигационного холдинга СпейсТим, с развитием проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" навигационные технологии на транспорте стали еще ближе к массовому потребителю. На предстоящем форуме мы увидим, я надеюсь, больше технологий, сервисов и услуг, повышающих потребительскую ценность автопрома, и предназначенных для этой категории пользователей", – комментирует А. Смятских.
Еще один драйвер рынка по прогнозам экспертов – беспилотные авиационные системы (БАС), которым так же будет посвящена одна из сессий Навигационного форума. В 2016 году проданы уже миллионы беспилотников, по прогнозам к 2025 году эта цифра будет составлять более 100 млн. Эксперты считают, что ключевым технологическим решением при создании системы учета, контроля и управления трафиком БАС должно стать использование для определения местоположения беспилотного воздушного судна в составе БАС сигналов глобальных навигационных спутниковых систем и, в первую очередь, сигналов ГЛОНАСС.
По словам Александра Гурко, руководителя рабочей группы по вопросам развития беспилотных летательных аппаратов, авиационных систем и авиационных видов спорта при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, БАС – это новая и быстроразвивающаяся реальность. "Многие страны уже приступили к ее осмыслению и приходят к необходимости ее "встраивания" в жизнь общества. С ней надо научиться жить, а значит, и научиться взаимодействовать. Для взаимодействия нужно создать систему отношений между заинтересованными участниками – производителями, поставщиками, пользователями (собственниками) БАС, государственными органами, гражданами. Очевидно, что для создания такой системы нужны исследования, определение требований к системе и разработка концепции ее создания как в правовой, так и в технической областях знаний", – подчеркнул Александр Гурко.
Автомобиль как услуга, Carsharing vs Drive sharing, Carsharing при перевозке грузов, "умные" паркинги и мобильность как услуга, интеллектуализация городского транспорта. Этим темам будет посвящена секция форума "Мобильный город". К примеру, эксперты считают, что каршеринг, вписанный в интеллект городской среды – перспективное направление развития рынка и бизнес-модели, основанной на поминутной аренде транспортных средств. На эти услуги есть существенный спрос, несмотря на существующие проблемы с недостаточным уровнем пользователей услуг, с несовершенством законодательной базы. Но это все частности. У сервиса есть будущее, отмечают эксперты.
Параллельно с Навигационным форумом пройдет 9-я Международная выставка "Навитех-2017", которая является уникальным специализированным проектом, где представлены мировые лидеры рынка спутниковой навигации, навигационно-информационных технологий, геодезии и картографии.
Экспозиция выставки Навитех-2017 объединяет ведущих российских и зарубежных разработчиков и производителей навигационного оборудования, услуг и программного обеспечения, включая картографические приложения. Она отражает актуальные мировые тенденции и определяет вектор развития национальных информационных ресурсов, являясь главным выставочным событием для специалистов отрасли. Выставка "Навитех" – единственная специализированная выставка навигационных технологий в России.
Даты проведения:
XI Международный Навигационный форум: 25-26 апреля 2017 года.
9-я Международная выставка Навитех-2017: 25- 28 апреля 2017 года.
Место проведения – ЦВК "Экспоцентр".
Подробная информация на сайтах:
Оператор Международного Навигационного форума –
По вопросам участия в качестве делегата, докладчика, спонсора или партнера обращайтесь в компанию "ПрофКонференции"
Тел.:+ 7 (495) 641-57-17
Эл. почта: office@proconf.ru
Организатор форума Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум"
Оператор форума компания "ПрофКонференции"
Организатор выставки ЦВК "Экспоцентр"
Выставка проходит под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ
Форум проходит при поддержке Государственной корпорации по космической деятельности "РОСКОСМОС"
Стратегический партнер форума Некоммерческое партнерство "Содействие развитию и использованию навигационных технологий"
Экспертный партнер форума Навигационный холдинг СпейсТим