ОПИ просит от ФАС разъяснений
Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой сформулировать общие требования к использованию в рекламе ссылок на различные исследования. Кроме того, организация попросила регулятора дать правовую оценку нескольким рекламным кампаниям операторов мобильной связи, в которых используются ссылки на различные исследования для подтверждения лидерства операторов по определенным параметрам оказания услуг связи.
В разговоре с корреспондентом ComNews председатель ОПИ Олег Павлов уточнил, что обращение в ФАС организация направила вчера. Ответ от ведомства в ОПИ ожидают получить в течение месяца.
Поводом для обращения в ФАС стала длящаяся с ноября 2016 г. рекламная кампания ПАО "МегаФон" под общим лозунгом "Мобильный Интернет №1 в России".
"ОПИ попросила ФАС разъяснить правомерность заявлений оператора о самом быстром Интернете в России, с учетом тех обстоятельств, что согласно исследованию ИАА "Телеком Дэйли" "МегаФон" обеспечивает самую быструю скорость только в шести крупных городах, а согласно официальному исследованию качества связи, проводимому Роскомнадзором, - только в трех городах", - рассказал Олег Павлов.
В обращении ОПИ также содержится просьба оценить схожую практику ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), которое летом 2016 г. в сюжетах на телевидении и наружной рекламе заявляло о наличии у него лучшей связи в Москве и провозглашало себя лидером мобильной связи.
"Притом что, согласно протоколу исследования качества связи Роскомнадзора №77-2016-002/В от 10 марта 2016 г.), на которое ссылался оператор, видно, что МТС единолично лидирует лишь по двум показателям качества голосовой связи из четырех - количеству успешных дозвонов и количеству обрывов разговоров, имея при этом самую высокую среди других операторов долю звонков с низкой разборчивостью речи", - сказали в организации.
Олег Павлов отметил, что по большинству показателей качества передачи текстовых сообщений и качества передачи данных МТС проигрывает другим операторам.
В исследовании ОПИ поясняется, что аналогичная ситуация у МТС и с серией рекламных роликов под лозунгом "Самая большая сеть 4G в России". "В обосновании размеров сети 4G оператор ссылался на данные Роскомнадзора за 2015 г., однако реклама транслировалась на телевидении летом прошлого года. При этом установлено, что в 2016 г. лидером по количеству базовых станций LTE являлся "МегаФон", - поделился председатель ОПИ.
В организации считают, что из-за такой произвольной интерпретации результатов исследований или ссылок на устаревшие данные потребители получали недостоверную информацию о характеристиках рекламируемой услуги и вводились в заблуждение.
Помимо правовой оценки рекламных кампаний операторов, ОПИ также попросила ФАС сформулировать общие требования к использованию в рекламе ссылок на различные исследования.
По мнению ОПИ, это позволит защитить потребителей и дать им однозначные ориентиры при выборе товаров и услуг на рынке, где по-прежнему чрезвычайно распространены недобросовестные практики.
"Согласно Федеральному закону "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний. Также запрещается вводить потребителей в заблуждение относительно свойств и характеристик рекламируемых товаров и услуг. На наш взгляд, произвольная интерпретация результатов исследования, а также ссылки в рекламе на устаревшие данные однозначно свидетельствуют о нарушениях", - рассказал в разговоре с корреспондентом ComNews Олег Павлов.
В ОПИ добавили, что обращение в ФАС ставит целью однозначно определить правила использования в рекламе ссылок на различные исследования.
В ФАС корреспонденту ComNews вчера сказали, что ведомство еще не получало обращения ОПИ.
Как отметила в разговоре с корреспондентом ComNews руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина, компания использует исследования в своих рекламных кампаниях. "Ссылки на исследования призваны довести до потребителя полную и достоверную информацию о рекламируемом лице и товаре", - добавили в пресс-службе оператора.
ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2), которое не оказалось в рейтинге ОПИ, также использует в своих рекламных материалах данные исследования. "Оператор ссылается на официальные источники, которые содержат актуальную и достоверную информацию", - подчеркнула пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.
Она добавила, что в рекламе оператор опирается на ключевой принцип своей работы - честность. "Простые, понятные условия без звездочек и мелкого шрифта - это залог долгосрочных отношений с нашими текущими и будущими абонентами", - заключила Ольга Галушина.
Напомним, в феврале этого года ОПИ заявляла о том, что намерена обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и Государственную Думу с инициативой о полном запрете мелкого шрифта в рекламе (см. новость ComNews от 15 февраля 2017 г.). Организация обращала внимание на то, что некоторые операторы связи продолжают использовать мелкий шрифт и за счет этого скрывать от потребителей важную информацию.
Вчера в ОПИ корреспонденту ComNews cообщили, что по этому вопросу организация направит обращения в вышеперечисленные органы до конца текущего месяца.
Напомним, ОПИ начала вести рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи с июня 2016 г. В основе рейтинга недобросовестности лежит анализ допускаемых операторами в рекламе нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - МТС, "ВымпелКома" (бренд "Билайн"), "МегаФона" и Tele2.
-
21.09.2016ОПИ сделала ФАС предложение
-
29.09.2016ОПИ предложила операторам отличиться
-
26.10.2016ОПИ постучалась в Роспотребнадзор
-
15.02.2017Операторов хотят избавить от мелкого шрифта