Кирилл Седов
06.03.2017

Среди московских пользователей мессенджера Viber доля абонентов "T2 РТК холдинга" (бренд Tele2) в феврале составила 12,5%, говорится в исследовании мессенджера.

С марта 2016 г. показатель вырос на 5,6 п. п. Больше всего среди пользователей мессенджера в Москве абонентов МТС и "Вымпелкома", но за неполный год их количество сократилось на 1 п. п. до 32,2% и на 2,5 п. п. до 29,7% соответственно. Доля "Мегафона" снизилась на 2,1 п. п. до 25,6%. Без учета абонентов "Скартела" (бренд Yota, принадлежит "Мегафону" и предоставляет услуги на его сети как виртуальный оператор мобильной связи) доля "Мегафона" просела еще сильнее – на 3,5 п. п. до 22,8%.

Позиции Tele2 среди аудитории Viber усиливаются, а число абонентов сервиса из "Вымпелкома" и "Мегафона" снижается, констатирует представитель мессенджера, одним из факторов роста Tele2 можно назвать активные маркетинговую и рекламную кампании оператора. Поскольку у Viber в России широкая аудитория (свыше 76 млн зарегистрированных пользователей), эти данные объективно и репрезентативно демонстрируют доли операторов связи на российском рынке мобильного интернета, считает представитель мессенджера. В исследовании Viber учитывал пользователей, которые хотя бы один раз за последние 30 дней отправляли сообщение или использовали Viber для голосовых вызовов.

Операторы стремятся подключить как можно больше абонентов к мобильному интернету, поэтому проникновение смартфонов остается для них стратегически важным показателем. Данные Viber позволяют оценить доли операторов в регионе, согласен аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин. Но структура этого рынка может в значительной мере отличаться от таковой по активным мобильным абонентам в целом, замечает он.

Статистика мессенджера – косвенный способ измерения долей операторов, говорит гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов, но данные Viber на начало 2016 г.очень близки аналогичным расчетам "ТМТ консалтинга".

К началу 2017 г. Tele2 подключила 2,5 млн абонентов в Москве и Московской области, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ходом реализации инвестпроекта оператора в столичном регионе. Достоверность этой цифры "Ведомостям" подтвердил собеседник в самом операторе. По оценке Анкилова, 2,5 млн абонентов Tele2 составляют около 6% столичного рынка. Доля Tele2 среди пользователей Viber значительно превышает его долю в мобильных абонентах, замечают Анкилов и Нигматуллин.

В Москве оператор работает только в сетях третьего и четвертого поколений и, таким образом, подключает именно владельцев смартфонов и потребителей мобильного интернета, объясняют Анкилов и Нигматуллин.

 "Мегафон" исторически уступал конкурентам на московском рынке по доле в общей абонентской базе, поскольку пришел на него позже и, исходя из данных Viber, на рынке мобильного интернета это отставание еще более значительно, замечает Нигматуллин. Относительно низкую долю "Мегафона" (без учета "Cкартела") можно объяснить особенностями тарифной линейки, которая делает невыгодным использование вторых sim-карт или sim-карт в планшетах, допускает он. Удержание же доли МТС Нигматуллин также склонен объяснять тарифной политикой, которая, наоборот, стимулирует использование контрактов в качестве второй sim-карты.

У "Мегафона" в Москве, в принципе, исторически доля по абонентам уступает "Вымпелкому" и МТС, вспоминает Анкилов: в силу этого у него меньше и пользователей мобильного интернета.

Предпочтения в сфере мессенджеров у абонентов разных мобильных сетей могут быть неравномерны, предупреждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: на снижение доли "Мегафона" и "Вымпелкома" мог повлиять уход их абонентов от Viber и их миграция в другие мессенджеры.

В Tele2 довольны темпами роста интернет-пользователей в столичном регионе, сказала представительница оператора Ольга Галушина. Сокращение доли пользователей Viber в последние месяцы (с декабря – на 0,9 п. п.) она объясняет введением опций, которые позволяют абонентам Tele2 пользоваться без оплаты трафика другим мессенджером – WhatsApp.