Benzuber идет по России
ООО ТД "Смарт-технологии" (входит в ГК "Скон") планирует внедрить в Московской области Benzuber - первое в России мобильное приложение для онлайн-оплаты топлива на автозаправочных станциях (АЗС). Сервис позволяет оплачивать и осуществлять отпуск топлива с помощью смартфона, без обращения на кассу АЗС. По замыслу разработчиков, приложение Benzuber должно стать отраслевым стандартом в расчетах за топливо на АЗС в РФ и странах ближнего зарубежья.
О планах внедрения приложения Benzuber в Московской области корреспонденту ComNews рассказал директор по работе с партнерами ТД "Смарт-технологии" Анатолий Камынин. Он добавил, что на данный момент помимо Московской области активная работа по подключению сетей АЗС идет также в Воронеже, Петербурге, Тюмени и Омске.
Что касается запуска онлайн-сервиса в зарубежных странах, Анатолий Камынин рассказал, что в планах есть запуск в Казахстане и других странах СНГ, в Грузии, а также Италии, Германии и других странах Европы.
В ТД "Смарт-технологии" сообщили, что на прошлой неделе состоялся запуск онлайн-сервиса Benzuber в Екатеринбурге. Сегодня в Екатеринбурге уже оборудовано шесть АЗС Varta. Кроме того, к системе Benzuber подключено три АЗС Shell в Казани, 10 АЗС Impulse в Рязани и 12 АЗС "Терминал" в Нижнем Новгороде. Всего в 2017 г. в планах у компании подключить к системе Benzuber около 3 тыс. АЗС из 24 тыс. действующих на территории РФ.
По словам Анатолия Камынина, большей популярностью приложение пользуется в Екатеринбурге, так как это был первый город, в котором появилось приложение.
Отметим, что в 2005 г. ТД "Смарт-технологии" (ГК "Скон) открыл в Екатеринбурге первую в России автоматизированную АЗС под брендом Ergo. В 2011 г. сеть из 25 АЗС под брендом Ergo была продана ПАО АНК "Башнефть" за 1,2 млрд руб. ГК "Скон" продолжает строить автоматические АЗС. На текущий момент построено более 160 АЗС по всей стране.
"Последние полтора года "Скон" работал над сервисом для автолюбителей и создал фактически АЗС "в кармане", - прокомментировал генеральный директор ТД "Смарт-технологии" Артем Скворцов. По его словам, приложение Benzuber - это транзакционная инфраструктура, позволяющая владельцам смартфонов без обращения на кассу АЗС через приложение заправлять свой автомобиль. Оплата топлива производится с помощью банковской или топливной карты, привязанной к профилю клиента в приложении.
"Платежный сервис не имеет аналогов в России. Клиент выбирает в приложении номер колонки и вид топлива, затем вводит количество в литрах или сумму в рублях и совершает операцию оплаты. После этого система автоматически включает топливораздаточную колонку и отпускает необходимое количество топлива. Таким образом, у пользователя в смартфоне реализована функция управления АЗС", - рассказали представители "Смарт-технологий", отметив, что мобильное приложение Benzuber работает для смартфонов на базе операционных систем iOS и Android.
"В России мы первые и единственные. В Австралии похожий сервис есть у British Petroleum, а в Великобритании - у Shell, но они имеют ряд ограничений. В этом плане Benzuber является более совершенной платформой, которая дает возможность использования на любой сети АЗС", - рассказал корреспонденту ComNews Анатолий Камынин. Он добавил, что в разработке приложения принимали участие 12 человек, а сегодня команда ТД "Смарт-технологии" постоянно придумывает для онлайн-сервиса что-то новое, обсуждает и после тщательного отбора ставит в план обновлений. По замыслу разработчиков, платформа Benzuber должна стать отраслевым стандартом в расчетах за топливо на АЗС в РФ и странах ближнего зарубежья.
В разговоре с корреспондентом ComNews директор по развитию бизнеса с нефтегазовой отраслью ООО "Техносерв Консалтинг" Павел Арифуллин рассказал о похожем проекте компании. В 2013 г. команда компании начала внедрение ИТ-системы управления лояльностью для АЗС ПАО "Газпром нефть". Система на платформе Oracle Siebel CRM Loyalty обеспечивает эффективное управление покупательской активностью и повышает качество обслуживания клиентов в сетях АЗС компании "Газпром нефть".
"На сегодняшний день система введена в промышленную эксплуатацию на территории России и в некоторых странах СНГ, а также проходит опытную эксплуатацию в Сербии", - отметил Павел Арифуллин. Он добавил, что участники программы лояльности могут приобретать топливо и сопутствующие товары с использованием карт лояльности на более чем 1,5 тыс. АЗС в этих странах. По словам Павла Арифуллина, этим решением сегодня пользуется уже около 5 млн российских автовладельцев - участников федеральной бонусной программы. В планах у компании - увеличить количество пользователей решения до 7 млн человек, а также добавить к решению возможность идентификации клиента в мобильном приложении, если тот забыл свою бонусную карту.
Говоря об онлайн-сервисе Benzuber, Павел Арифуллин отметил, что приложение несет ограниченную покупательскую способность и всерьез может быть рассмотрено только при подключении к программе федеральных сетей АЗС. "А они вряд ли на это пойдут, так как известно, что основную прибыль компаниям приносит не продажа топлива, а продажа сопутствующих высокомаржинальных товаров, реализация которых будет невозможна при использовании приложения клиентами", - поделился эксперт. Он считает, что эта система рассчитана на города-миллионники и на аудиторию, активно пользующуюся смартфонами и Интернетом. "Потому что если кредитные карты есть практически у всего населения страны, то возможность скачать и использовать это приложение будет далеко не у всех", - резюмировал Павел Арифуллин.
Руководитель отдела по связям с общественностью "Яндекс. Деньги" Евгения Арнаутова поделилась с ComNews, что похожий онлайн-сервис есть на Украине - "Яндекс. Заправки". "Мы работаем над запуском решения для оплаты топлива на АЗС и в России, ведутся переговоры с партнерами", - сказала она.
Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко полагает, что приложение Benzuber станет дополнением к традиционным способам оплаты, поскольку АЗС не захочет терять клиентов. Он считает, что сервисом будет пользоваться 5-10% клиентов. Кроме того, добавил эксперт, способ не подходит для обслуживания в мини-маркетах из-за того, что клиент не заходит в магазин. При наличии на АЗС мини-маркета средний чек, как правило, выше (например, у ВР - на 25%).
"Зато в удаленной местности количество автоматических заправок - есть в Татарстане и Башкирии в качестве пилотных - будет расти, и на них способ оплаты станет полезным инструментом", - заключил Георгий Ващенко.