Мария Андреева
© ComNews
28.02.2017

ПАО "Ростелеком" завершило первый этап внедрения системы управления кредитным скорингом. На первом этапе объектом автоматизации стало построение системы оценки кредитных рисков международных операторов связи (сегмент B2O). К концу года "Ростелеком" планирует автоматизировать систему по всем сегментам (B2B, B2G, B2O, B2C) и всем макрорегиональным филиалам компании.

Как рассказали корреспонденту ComNews в "Ростелекоме", первый этап внедрения системы стартовал в августе 2016 г., а завершился в декабре 2016 г. Сегодня данное решение уже запущено в промышленную эксплуатацию. "Система управления кредитным скорингом проводит постоянный мониторинг кредитоспособности операторов, включая оповещение об изменениях кредитоспособности операторов, при помощи интегрированных шлюзов с внешними источниками данных, то есть кредитными агентствами, передающими финансовую и клиентскую информацию через автоматические шлюзы", - рассказали в пресс-службе оператора.

По результатам открытого тендера, проведенного оператором весной 2016 г., поставщиком программного решения системы управления кредитным скорингом стала компания SAS. Партнером внедрения скоринговой системы выступило ООО "ЭйТи Сервис" ("дочка" AT Consulting). Сумма, которую предложил "ЭйТи Сервис", составила 90 млн руб. Из них 47 млн руб. - оказание услуг по внедрению системы скоринговой оценки клиентов и предоставлению права использования программного обеспечения. Остальные 43 млн руб. - стоимость технической поддержки решения.

Скоринговая система обеспечивает весь цикл кредитного менеджмента, полностью охватывая отношения с клиентом или контрагентом с момента заключения договора до момента завершения сотрудничества. Система позволяет принимать решения на статистически обоснованной информации, проанализированной средствами интеллектуального анализа больших данных (Big Data). В пресс-службе "Ростелекома" добавили, что решение о внедрении такой системы было принято именно потому, что благодаря анализу накапливаемой информации она позволяет выявлять вероятность просрочки платежа и связанные с этим риски.

Как рассказал ComNews представитель "Ростелекома", внедрение системы управления кредитным скорингом включает в себя несколько этапов - это сегмент В2О, макрорегиональный филиал (МРФ) "Центр", а затем и другие макрорегиональные филиалы. В компании добавили, что в начале этого года оператор планирует приступить к новому этапу. "До конца 2017 г. в скоринговой системе будет автоматизирована оценка кредитных рисков по всем сегментам - B2B, B2G, B2O, B2C - и всем макрорегиональным филиалам "Ростелекома", - рассказал корреспонденту ComNews представитель оператора. Он добавил, что в других сегментах система будет внедряться точно так же, как и в В2О-сегменте на первом этапе, но с учетом особенностей бизнес-сегмента.

В разговоре с корреспондентом ComNews руководитель направления риск-менеджмента SAS Россия/СНГ Светлана Белоус подчеркнула, что для телеком-рынка внедрение системы управления кредитным скорингом - это уникальный проект.

По ее словам, со стороны компании SAS был реализован пилотный проект. В частности, был построен прототип модели для сегмента международных операторов связи B2O, оказана поддержка и консультационные услуги специалистам компании AT Consulting, которая проводила внедрение. Светлана Белоус пояснила, что среди основных работ первого этапа значится разработка технической архитектуры, развертывание и интеграция программного обеспечения (ПО) в ландшафте "Ростелекома", разработка моделей, внедрение моделей по сегменту международных операторов (B2O), разработка и согласование документации согласно техническому заданию и проведение опытно-промышленной эксплуатации по части функциональности системы.

В компании SAS считают, что внедрение такой системы, во-первых, обеспечит снижение вероятности возникновения дебиторской задолженности. Во-вторых, автоматизирует процесс предоставления рассрочки на услуги связи и продажу оборудования, что не только создает порядок, но и снижает нагрузку на персонал. В-третьих, система оптимизирует затраты компании на взыскание задолженности и снижает объемы резервов по сомнительным долгам за счет более точного расчета кредитных рейтингов. "И то, и другое высвобождает средства, которые компания может направить в бизнес", - считает Светлана Белоус.

Она добавила, что внедрение системы управления кредитным скорингом будет полезно оператору во всех сегментах. Например, в сегменте B2C система дает возможность предоставлять оборудование (телефоны) и услуги физическим лицам в кредит в салонах связи, а также обеспечивать оптимизацию стратегии взыскания задолженности для клиентов с постоплатной системой.

Руководитель проекта со стороны AT Consulting Наталья Малыхина рассказала, что для внедрения данной системы AT Consulting спроектировала и реализовала витрину скоринга с использованием технологической витрины данных "Ростелекома". "Мы разработали алгоритмы по выгрузке рассчитанных рейтингов из CS в витрину скоринга, внедрили функционал системы управления кредитным скорингом, предварительно настроив ее, чтобы, независимо от региональной принадлежности пользователя, каждому сотруднику было удобно работать с системой", - рассказала Наталья Малыхина.

По ее словам, проект построен таким образом, что внедрение системы идет поэтапно согласно сегментам и регионам компании. "Данная система поможет определить индивидуальные кредитные лимиты для клиентов всех сегментов общества: снижается оборачиваемость и уровень безнадежной дебиторской задолженности, на 5-10% уменьшаются объемы резерва по сомнительным долгам за счет более точного и полного расчета кредитных лимитов", - отмечает представитель AT Consulting. Кроме этого, добавила Наталья Малыхина, снижаются вероятности возникновения просроченной дебиторской задолженности и оптимизируются затраты на взыскание задолженности, все процессы предоставления рассрочки на услуги связи и продажу абонентского оборудования автоматизируются. "В частности, для B2C-сегмента данная система позволит заранее прогнозировать возникновение дебиторской задолженности по клиентам и планировать мероприятия по предотвращению или сокращению срока задолженности", - уточнила она.

"Ввод в эксплуатацию первого этапа системы управления кредитным скорингом уже оказал положительное влияние на OIBDA за счет снижения резерва по сомнительным долгам международных операторов на 224 млн руб.", - отмечают в "Ростелекоме".

Старший вице-президент, финансовый директор "Ростелекома" Кай-Уве Мельхорн отметил, что, помимо повышения внутренней эффективности, скоринговая система имеет потенциал с точки зрения увеличения выручки за счет последующей монетизации данных, позволяя дополнить линейку цифровых сервисов и наращивать доходы компании от этого направления.

"Внедренные архитектурные решения скоринговой системы устойчивы по отношению к программно-аппаратным ошибкам, отказам технических и программных средств, с возможностью восстановления ее работоспособности и целостности информационного содержимого при возникновении ошибок и отказов", - резюмировал Кай-Уве Мельхорн.

Пресс-секретарь ПАО "МегаФон" Ольга Кузичева рассказала ComNews, что компания использует систему кредитного скоринга собственной разработки для внутренних целей уже более четырех лет. "Благодаря этой системе "МегаФон" успешно управляет кредитными лимитами своих контрагентов: система принимает решение об одобрении кредитных лимитов, а также динамически изменяет кредитные лимиты, снижая кредитные риски и увеличивая удовлетворенность клиентов компании от возможности всегда оставаться на связи", - поделились в пресс-службе "МегаФона".