Мария Андреева
© ComNews
17.02.2017

Закупки ПАО "Ростелеком" у компаний малого и среднего бизнеса (SMB) в 2016 г. составили 81,7 млрд руб., из них объем договоров по специальным закупкам у субъектов SMB достиг 24,2 млрд руб. По словам представителей оператора, доля закупок у компаний из указанного сегмента в 2016 г. составила 47% от общего объема закупок "Ростелекома". Эксперты считают, что объем в 81,7 млрд руб. огромен, и связывают такие показатели с несовершенством процедур закупок или требований к малому бизнесу.

Сведения о закупках "Ростелекома" у SMB опубликованы на официальном сайте компании. В информации оператора уточняется, что объем закупок по заключенным договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2016 г. составил 81,7 млрд руб., из них объем договоров по специальным закупкам у субъектов МСП составил 24,2 млрд руб. В разговоре с корреспондентом ComNews представитель "Ростелекома" уточнил, что доля закупок у компаний из указанного сегмента в 2016 г. достигла 47% от общего объема закупок компании.

В компании отмечают, что по итогам 2016 г. доля договоров с контрагентами SMB составила 59%, а доля договоров по специальным закупкам у SMB - 17,5%.

В "Ростелекоме" уверяют, что оператор повышает прозрачность и расширяет круг участников закупок, в том числе и с помощью малых и средних предприятий. В частности, в 2016 г. компания максимально снизила количество предоставляемых документов в составе заявки на закупку.

"Тем самым мы облегчили процедуру подготовки заявки для участников закупки", - отметил директор по закупкам "Ростелекома" Евгений Гайдуков, добавив, что реализация инициатив по совершенствованию закупочных процедур позволила "Ростелекому" существенно повысить долю участия субъектов SMB в закупках компании, а также улучшить финансовые показатели закупок. "В частности, доля закупок у малого и среднего бизнеса, в которых приняло участие четыре и более компании, составила 64%. Средний размер экономии на закупках для малого и среднего бизнеса составил 28% от начальной цены", - привели статистику в компании.

В ПАО "МегаФон" с корреспондентом ComNews поделились, что оператор также открыт для сотрудничества с компаниями малого и среднего бизнеса. "Мы придерживаемся принципов прозрачности и открытости закупок, ведем торги на внешней площадке. В торгах может принять участие любой желающий", - прокомментировали в пресс-службе оператора.

Так, в 2016 г. "МегаФон" заключил договоры с 2000 предприятий малого и среднего бизнеса. "Это небольшой объем услуг, зачастую сервисного характера. Мы предъявляем высокие требования к качеству сервиса и продукции, которые компании малого и среднего бизнеса не всегда готовы выдерживать", - сказали ComNews в "МегаФоне".

Говоря об объеме закупок "Ростелекома" у SMB в 81,7 млрд руб., начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отметил, что он довольно большой. "Это в три раза превышает установленную законом долю. Это может быть связано с несовершенством процедур закупок или требований к малому бизнесу. Такой рост не может не беспокоить крупных поставщиков, которые, безусловно, будут выступать за ограничения и регулирование закупок у SMB", - считает эксперт.

"Ежегодно "Ростелеком" в рамках закупок тратит более 155-165 млрд руб. Из них до 70% приходится на корпоративный центр. Таким образом, даже небольшая потенциальная экономия в пределах нескольких процентов от этой суммы на фоне усиления конкуренции путем допуска представителей SMB, снижения коррупции, улучшения информирования и т.д. положительно сказывается на свободном денежном потоке компании", - поделился финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.

Отметим, что, в соответствии с постановлением правительства РФ от 11 декабря 2014 г. №1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц", "Ростелеком", как компания с госучастием, обязан исполнять установленные нормативы в отношении годового объема закупок у субъектов SMB. Так, доля договоров с контрагентом SMB должна быть не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результату закупок, а доля прямых спецзакупок у SMB - не менее 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результату закупок.

Добавим, как ранее писал ComNews, суммарная экономия по закупкам "Ростелекома" в 2016 г. составила 40,2 млрд руб. от суммы начальных (максимальных) цен договоров, выставленных на торги. Общий объем закупок составил 208 млрд руб., а средний процент экономии по конкурентным закупкам достиг 25,2% (см. новость ComNews от 13 февраля 2017 г.). При этом общий объем закупок в 2015 г. составил 145,8 млрд руб.