06.02.2017

Согласно последним данным GSMA, в третьем квартале 2016 года в России количество соединений по мобильным сетям достигло 250,1 млн (исключая мобильный М2М), среди них количество соединений стандарта 2G составило 134,4 млн, 3G – 87,9 млн, а 4G – 27,8 млн. Уровень проникновения мобильной связи (количество соединений/население) превысил 170% и стал одним из самых высоких в мире.

Столь высокий уровень проникновения мобильной связи отражает и традиционную насыщенность российского рынка данной услугой, и невозможность дальнейшего значительного прироста количества абонентов. Мировая тенденция свидетельствует о том, что доходы операторов от традиционных услуг передачи речи перестают расти и даже начинают падать, и основной статьей доходов операторов становятся услуги мобильного широкополосного доступа. Таким образом, развитие услуг мобильного ШПД (а именно развитие сетей 3G и особенно сетей 4G) становится для операторов приоритетной задачей. Однако проникновение сетей 4G (количество соединений по сети 4G/общее количество мобильных соединений) составляет всего 11,11%, что свидетельствует о медленном развитии услуг мобильного ШПД в России.

В России сети 3G широко распространены и уже достаточно перегружены, а сети 4G недостаточно загружены, что свидетельствует о том, что спрос российских абонентов на услуги передачи данных высокий, при этом использование сетей 4G ведется неэффективно. В будущем количество пользователей мобильной связи в России не может значительно увеличиться, но, если укорить переход абонентов сетей 2G/3G к стандарту 4G, и они станут пользователями сетей 4G, это будет ключевым моментом ускорения развития услуг мобильного ШПД.

Коммерческий запуск сетей 4G в России произошел в декабре 2011 года, почти 5 лет назад. В 2011 году сети 4G были запущены и в Америке, Японии, Южной Корее и других странах, где их уровень проникновения уже достиг 60–80%. В Китае (уровень проникновения сетей 4G — около 50%) коммерческий запуск сетей 4G был произведен только в конце 2013 года, три года назад.

Количество абонентов 4G в Китае растет очень быстро, эффективным шагом для этого роста стало продвижение операторами смартфонов с поддержкой 4G. С начала коммерческого использования сетей 4G операторы связи в Китае в собственных магазинах, сотрудничая с магазинами электроники и через другие каналы продаж, активно популяризировали 4G-смартфоны. Согласно данным Китайской академии информационно-коммуникационных технологий (CAICT), структура рынка мобильной электроники стремительно меняется с 2014 года: доля 4G-смартфонов быстро растет, а 3G-смартфонов резко падает. Доля 4G-смартфонов, составлявшая в начале 2014 года около 10%, к концу 2014 года достигла 70%, на сегодняшний день составляет 90%. Быстрое распространение 4G-смартфонов естественным образом изменило потребности абонентов.

Статистика продаж мобильных устройств в России в первые семь месяцев 2016 года, опубликованная GFK, свидетельствует о том, что доли смартфонов 2G, 3G, 4G приблизительно равны (1/3), что не способствует росту количества абонентов сетей 4G.

Чтобы добиться быстрого роста абонентов 4G, российские операторы должны способствовать изменению структуры рынка мобильных устройств. Стоимость услуг, предоставляемых по сетям 3G и 4G одинаковая, однако сети 4G значительно повышают пользовательский опыт, а также позволяют увеличить трафик данных абонентов. Таким образом, операторы должны увеличить количество рекламы 4G, донести до абонентов, что сети 4G лучше сетей 3G. Если покупатель не знает, в чем разница между этими стандартами, в магазине он, конечно, выберет более дешевый вариант, не думая о том, покупает ли он 4G-смартфон. Все флагманские модели смартфонов поддерживают 4G, и если покупатель выбирает 3G-смартфон, это значит, что он нуждается в услугах мобильной передачи данных, но его средства ограниченны. В собственных магазинах и интернет-магазинах операторы могут предложить таким покупателям более доступные модели 4G-смартфонов как альтернативу 3G-смартфонам. Цены на 3G- и 4G-смартфоны почти одинаковые, и если оператор сможет простимулировать покупателя, например предложить ему экономичный тарифный план, то покупатель выберет смартфон с поддержкой 4G. Операторы также могут развивать тесное сотрудничество с независимыми компаниями-продавцами мобильной электроники или производителями мобильных устройств, совместно продвигать устройства стандарта 4G, например вместе с производителями проводить анализ наиболее популярных моделей и размещать их в собственных магазинах или магазинах розничной торговли. И розничные магазины, и производители обычно активно рекламируют свою продукцию, что приносит дополнительные результаты.

Одновременно с продвижением 4G-смартфонов операторы должны распространять SIM-карты с поддержкой 4G, корректировать тарифные планы и предпринимать прочие действия, направленные на предоставление беспрепятственного доступа абонентам к сетям 4G.

Распространение 4G-смартфонов непременно увеличит проникновение сетей 4G и будет способствовать развитию услуг мобильного широкополосного доступа.