Apple, Google и Netflix приготовились платить НДС в России
Тринадцать компаний зарегистрировались в Федеральной налоговой службе (ФНС), чтобы начать платить НДС при продаже виртуальных товаров в России, сообщил "Ведомостям" представитель ФНС.
НДС платится за квартал, так что первые платежи от иностранных интернет-компаний поступят в бюджет начиная с 25 апреля 2017 г., сообщил он. По закону иностранцы должны зарегистрироваться в налоговых органах и завести личный кабинет налогоплательщика до 31 января.
Из крупных технологических компаний в ФНС зарегистрировались Apple Distribution International, Google Commerce Ltd, Microsoft Ireland, Netflix International B.V. и Wargaming Group Ltd. Также в списке производитель и издатель игр Innova, разработчик программного обеспечения – британская Paddle.com, разработчик Berend Universal, футбольный клуб "Челси" (как дистрибутор видеоконтента), платежный сервис из Турции Payby.me.
В списке две совсем непонятные компании – некая болгарская соцсеть Ruscor-N (информации о ней найти не удалось) и сервис хранения данных Mirror Logic Technology. На указанном в списке сайте этой компании (postwash.com) никакой информации о таком сервисе нет, но выложены документы о регистрации в Роскомнадзоре сетевого СМИ "После стирки", а также личные документы учредителя этого СМИ Евгения Воронцова, члена партии ЛДПР. Человек, близкий к ЛДПР, говорит, что в их партии такой человек есть, но что он и его СМИ делают в списке ФНС, он не знает. Не смог это прокомментировать и представитель службы.
Закон об уплате НДС при продаже электронных услуг (так называемый закон о налоге на Google) Госдума приняла летом прошлого года. Авторы этого закона – депутаты Андрей Луговой и Владимир Парахин: они сочли несправедливым, что российские компании платят НДС при продаже электронных услуг, а иностранные вроде Google и Apple – нет, это ставит иностранные компании в более выгодное положение.
Первым уведомлять пользователей о необходимости платить НДС начал Google – это произошло еще в конце прошлого года. А в январе пользователи Apple начали получать квитанции об оплате услуг, в которых указан НДС.
Депутат Луговой уверял, что повышения цен на онлайн-услуги из-за введения нового закона не произойдет: рынок все отрегулирует. Однако компании исполняют закон по-разному и не все из них берут выплату НДС на себя.
К примеру, Apple не стала повышать для российских пользователей цены на контент – несмотря на то что он подорожал по закону о налоге на Google. Это следует из документов об оплате услуг, которые Apple разослала пользователям своих сервисов в январе нынешнего года. Корреспондент "Ведомостей" получил квитанцию об оплате сервиса Apple Music: стоимость подписки не изменилась, но в документе говорится, что в цену теперь включен НДС.
В более ранних квитанциях Apple упоминания об НДС не было.
Аналогичный документ получил и другой пользователь Apple – он приобретал фильмы в магазине iTunes, и налог тоже был включен в цену.
Google выбрал другой вариант исполнения закона: он тоже не повысил цены на подписки и контент, но переложил обязанность выплаты НДС на самих пользователей сервисов. В соответствии с принятым Госдумой законом с 1 января 2017 г. НДС в размере 18% будет распространяться на всех клиентов "Google диск", являющихся резидентами России, говорилось в сообщениях компании: "Компания Google не может предоставить налоговых консультаций и рекомендует обратиться со всеми вопросами в отношении этого изменения к вашему налоговому консультанту".
Пользователей коммерческих сервисов (Google Cloud Platform, Firebase, API) Google попросил зарегистрировать юридические лица, но платить НДС тоже будут они сами, а не Google.
Представитель Wargaming (разработчик игры World of Tanks) сказал "Ведомостям", что компания решила не поднимать цены и берет уплату НДС на себя.
Представитель Microsoft не стал комментировать схему выплаты НДС, представитель Netflix не ответил на вопрос. Представители Apple и Google не ответили на запросы.
Apple и Google – крупнейшие продавцы виртуальных услуг частным лицам, в том числе и в России. Они продают приложения и контент через собственные магазины. Пользователи Apple покупают приложения в магазине AppStore, фильмы и музыку – в iTunes, могут оформить подписку на Apple Music, облачный сервис iCloud и т. п.
Пользователи Google покупают приложения и контент в Google Play, также они покупают услуги хранения данных "Google диск" и другие сервисы. Выручку от продажи через магазины приложений в России ни та ни другая компания не раскрывает, но сотрудник одной крупной интернет-компании рассказывал, что Google зарабатывает на Google Play в России примерно $100 млн в год.