Валерий Кодачигов
15.12.2016

Московская телекоммуникационная корпорация ("Комкор", входит в группу "Акадо") планирует впервые в своей истории разместить трехлетние облигации на сумму до 3,5 млрд руб., следует из сообщения компании.

Источник, близкий к "Акадо", утверждает, что средства "Комкору" понадобились для развития бизнеса в Москве. Речь идет об услугах на уже существующих сетях: их развитии и модернизации, привлечении новых абонентов, отмечает он. По его словам, "Акадо" видит потенциал развития московского рынка – в частности, преждевременно говорить о перенасыщении рынка платного ТВ в Москве, считает этот человек. "Акадо" рассматривает различные возможности привлечения средств, говорит ее представитель. Компания планирует развитие во всех сегментах. Так, в розничном сегменте компания придает большое значение запуску гибридного телевидения с современными интерактивными сервисами, отмечает представитель оператора.

В сегменте госзаказа "Акадо" активно участвует в развитии инфраструктуры связи в госпроектах. Планируется также развитие интернета вещей и внедрение умных сервисов в ЖКХ, энергетике и промышленности, говорит представитель компании. В корпоративном сегменте "Акадо" сосредоточена, в частности, на развитии финансовых технологий и информационной безопасности для финансового сектора. Конкретные проекты представитель "Акадо" не называет. По данным "ТМТ консалтинга", на конец III квартала 2016 г. "Акадо" обслуживала в Москве более 708 000 абонентов широкополосного доступа (ШПД), занимая 3-е место в столице после МГТС и "Ростелекома". Подписчиков платного ТВ у компании в столице 1,08 млн. Компания занимает примерно по 17% на этих рынках в Москве, за год ее доля почти не изменилась, говорит аналитик "ТМТ консалтинга" Ирина Якименко. По ее словам, проникновение ШПД в Москве по домохозяйствам сейчас составляет около 92%, проникновение платного ТВ также превышает 90%. В 2015 г. выручка "Комкора" составила чуть менее 9,9 млрд руб., чистый долг – около 13,7 млрд руб., следует из отчета компании.

25 млрд руб. облигации на такую сумму может разместить "Комкор" на Московской бирже, следует из ее материалов. Срок действия программы биржевых облигаций – 20 лет с момента ее регистрации в июле 2016 г. "Ренова" Виктора Вексельберга владеет 75% "Акадо", остальные 25% – у структур Юрия Припачкина. За последние несколько лет актив не раз мог сменить владельцев: в разное время на "Акадо" претендовали "Мегафон", "Транстелеком", МТС. В 2010 г. гендиректор "Связьинвеста" Евгений Юрченко сорвал планы дочернего "Ростелекома" купить "Акадо" за $1,2 млрд, сочтя цену завышенной. Но дальше всех в переговорах продвинулся "Эр-телеком холдинг", в июле 2013 г. получивший разрешение на сделку от Федеральной антимонопольной службы. Без учета долга (около $370 млн) "Акадо" оценивалась тогда в $650–700 млн, говорили "Ведомостям" знакомые акционеров "Акадо". Но осенью 2013 г. застопорились и переговоры с "Эр-телекомом", рассказали люди, близкие к их участникам. По версии нескольких из них, возможная смена собственников "Акадо" вызвала опасения у московской мэрии – крупнейшего заказчика "Акадо".

В итоге "Ренова" отказалась от идеи продать "Акадо", цитировал "Интерфакс" Вексельберга в мае 2014 г. "Акадо" – крупный телекоммуникационный подрядчик московского правительства, так что средства могут понадобиться компании для участия в проектах, связанных с городской инфраструктурой связи, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. При этом сейчас оператор развивает новые услуги, такие как облачные технологии, центры обработки данных, – для этого тоже нужны средства, отмечает он. В конце прошлого десятилетия у "Акадо" были большие планы развития – в частности, в регионах России, вспоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но развитие было заторможено, поскольку компания несколько лет находилась в стадии предпродажной подготовки, отмечает он. Сейчас же средства нужны компании скорее для удержания абонентской базы, чем для ее расширения, считает Кусков. Ведь московский рынок платного ТВ и ШПД уже перенасыщен, говорит он, при этом небольшой рост на нем демонстрируют только МГТС и "Ростелеком", количество же подписчиков "Акадо" не меняется уже несколько лет.