Сбербанк обновился до marketplace
На разработку новой версии интернет-банка для предпринимателей Сбербанк потратил около двух лет. Основным разработчиком сервиса выступило АО "Сбербанк-Технологии" ("СберТех") при сотрудничестве специалистов из американской корпорации IBM. Одним из важных элементов новой версии интернет-банка для предпринимателей стал marketplace - магазин банковских и небанковских сервисов для бизнеса. Сервисы предоставляют 10 партнеров Сбербанка, с большей частью которых кредитная организация сотрудничает по модели White Label.
Сбербанк работает над созданием нового интернет-банка для предпринимателей с конца 2014 г. Как рассказал корреспонденту ComNews руководитель проекта создания нового интернет-банка Сбербанка Алексей Ясаков, реализация проекта заняла два года. В это время банк занимался созданием прототипов платформ, используя методологию дизайн-мышления, проводил фокус-группы с клиентами-юрлицами, чтобы сделать прототип максимально удобным.
"Новый интернет-банк для бизнеса сделан на новом стэке технологий и является собственной разработкой Сбербанка. Основной разработчик - "СберТех", проект осуществлялся при сотрудничестве команды IBM", - уточнил управляющий директор Сбербанка Евгений Колбин. Он пояснил, что IBM делала работу по прототипированию и проведению фокус-групп, а потом принимала участие в создании и программировании самой платформы. Инвестиции в сервис были значительные, сообщил старший вице-президент блока "Корпоративный бизнес" Сбербанка Анатолий Попов, отказавшись раскрыть точную сумму вложений. Причем пока будет функционировать и новый интернет-банк для бизнеса, и его предшественник, созданный еще в 2007 г. Алексей Ясаков объяснил, что это сделано для удобства предпринимателей. Тем не менее, по его данным, корпоративные клиенты банка уже активно пользуются новой версией онлайн-банка, и она им нравится больше.
Сбербанк обслуживает 1,4 млн клиентов - юридических лиц, и 99% из них обслуживаются онлайн, в удаленных каналах. В среднем 1,2 млн клиентов заходят в интернет-банк ежедневно.
"В отделениях Сбербанка для юрлиц в III квартале количество очных операций в день составляло около 25 на один офис, а раньше это были сотни. Количество очных операций сокращается на 25% каждый квартал, клиенты не признают никакого другого способа общения, кроме как digital-способ. К концу 2017 г. задача банка такова, чтобы у нас было "ноль бумаги" в отношениях с клиентами", - подчеркнул Анатолий Попов.
Среди новшеств интернет-банка - размещение актуальных продуктов Сбербанка на странице авторизации, интуитивно понятный интерфейс, сервис электронного документооборота для обмена договорами, счетами-фактурами и др., сервис проверки контрагентов на наличие задолженностей. Интернет-банк для юрлиц также позволяет отправлять заявки на кредиты онлайн. "Этот продукт в первую очередь рассчитан на кредитование микро- и малого бизнеса, а таких клиентов в нашем банке - около 900 тыс. из 1,4 млн", - отметил Евгений Колбин.
По его словам, самым важным новшеством интернет-банка стал marketplace - магазин банковских и небанковских сервисов. Он включает в себя такие сервисы, как "Сбербанк-аналитика", сервис гарантированных счетов, сервис по конструированию и продвижению сайтов, линейка бухгалтерских сервисов, а также сервис бухгалтерии от компании "1С". "Конечно, мы зарабатываем на предоставлении дополнительных сервисов, а доходы делим с партнерами по схеме revenue share", - отметил Евгений Колбин. Он уточнил, что партнерские сервисы, представленные на маркетплейсе, банк в основном предоставляет под своим брендом и несет ответственность за качество предоставляемых услуг.
Сбербанк запустил для клиентов и новую версию мобильного банка. Приложение "Сбербанк Бизнес Онлайн" для мобильного управления финансами доступно для пользователей как Android и iOS, так и для других ОС. Руководитель по мобильным продуктам для бизнеса Сбербанка Кирилл Гурбанов отметил, что банк первым в России и одним из немногих в мире предоставил мобильный интернет-банк для Windows Phone. Кроме того, Сбербанк выпустил релиз приложения для Apple Watch: оно позволяет проверить состояние счетов, баланс, подписывать и оплачивать платежные поручения прямо с часов. "Мы стремимся присутствовать на максимальном количестве платформ: нам важно быть там, где это удобно клиентам", - подчеркнул он. По его данным, пока из 1,4 млн юрлиц банка 130 тыс. пользуются мобильным приложением. Это составляет 10% от всех клиентов банка, что немного. Сбербанк связывает это с опасениями предпринимателей насчет безопасности информационных технологий.
Мобильный банкинг - это тренд для всех кредитных организаций. Как сообщил представитель ВТБ24, дистанционное банковское обслуживание для юридических лиц существует в ВТБ24 с момента появления банка. В 2010 г., а затем в 2013 г. было проведено масштабное обновление системы. В сентябре 2013 г. банк предоставил клиентам возможность дистанционного оформления широкого спектра банковских продуктов: размещение депозита, подача заявки на кредит, выдачу или погашение транша по кредиту, запрос справок и документов и др. В апреле 2016 г. в системе реализован marketplace (магазин небанковских продуктов), включающий различные предложения от партнеров банка. Среди предоставляемых услуг - "Проверка контрагентов", "1С: Предприниматель-2015", "Яндекс.Директ" и ряд других. Все сервисы для клиентов предоставляются со скидкой.
Как сообщил начальник управления развития продуктов корпоративного бизнеса Альфа-Банка Юрий Чернышев, Альфа-Банк одним из первых запустил интернет-банк для юридических лиц - начало было положено в 2005 г., полноценное распространение сервиса началось в 2007 г., а уже в 2012 г. появилась абсолютно новая версия. "Мы пропагандируем модульный подход к обновлению интернет-банка, так как клиенты очень чувствительны к резким и кардинальным переменам. Иными словами, функционал для клиента обновляется постепенно. На сегодняшний день более 30% клиентов банка активно пользуются мобильным приложением и почти 90% применяют в своей повседневной жизни интернет-банк", - отметил он. Банк сейчас сфокусировался на развитии мобильного приложения, как на смартфонах, так и на планшетах. "Оно будет совершенствоваться с точки зрения функциональных возможностей и тиражироваться на все платформы, которые используют наши клиенты", - отметил он.
Аналитик ГК "Финам" Богдан Зварич отмечает, что интернет-банкинг в РФ является самым популярным способом дистанционного банковского обслуживания. "Рынок продолжает активно расти. За последние два года количество пользователей сервисов интернет-банкинга в России увеличилось с 23,3 млн до 35,3 млн. При этом рынок сохраняет значительный потенциал для роста в этом отношении, так как подобные услуги востребованы лишь у 64% интернет-пользователей. При этом, по оценкам, 97% интернет-пользователей применяют банковские услуги", - сказал он.
Ключевой тренд интернет-банкинга - переток клиентов в мобильные приложения. Всего на текущий момент мобильными банковскими приложениями в России пользуется 18 млн человек. "Мобильный банкинг интересен и самим банкам, и их клиентам. При этом в дальнейшем будет расти качество обслуживания и расширяться спектр услуг, предоставляемых интернет-банками", - полагает эксперт.