09.12.2016

Облачные сервисы по модели IaaS, используемые российскими компаниями, показывают положительную динамику развития и укрепления собственных позиций в различных сферах деятельности, в том числе и автомобильном бизнесе. В этой статье мы расскажем о том, как ГК "КарОператор" с помощью облака IaaS реализует крупномасштабный проект по созданию национальной базы автомобилей с пробегом (НБДА) – наиболее актуального и значимого инструмента на российском автомобильном рынке. 

Знакомство с компанией

ГК "КарОператор" является ведущим поставщиком уникальных решений на основе современных IT-технологий и консалтинговых услуг по всем направлениям и для всех игроков автомобильного бизнеса: импортеров и производителей, официальных дилеров и независимых трейдеров, владельцев корпоративных автопарков, прокатных и лизинговых компаний.

ГК "КарОператор" сегодня – это:

      • Лидер по выручке и количеству клиентов в области предоставления услуг для автомобильной дистрибуции и розницы.
      • Более 7 лет стабильной работы и роста компании.
      • Более 70 компетентных сотрудников с многолетним опытом работы в автомобильной дистрибуции и рознице.
      • Собственный департамент разработки ПО.
      • Собственный департамент консалтинга и обучения с внутренним контролем качества и методическими наработками.
      • Сотрудничество с 21 импортером и производителем, более чем 1300 дилерскими центрами в 67 регионах России.
      • Реализация 5 успешных проектов в области IT/Digital автомобильной розницы. Кроме того, в процессе реализации находится проект "Национальной базы данных автомобилей" (НБДА).
      • Облако IaaS как основной инструмент для решения амбициозных задач
      • Как известно, вторичный авторынок в России претерпевал серьезные проблемы и большинство попыток сделать его цивилизованным оказались провальными. Но в 2016 году ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) взялась за амбициозный и крайне сложный проект. Вместе с компанией "КарОператор", выигравшей тендер на техническую разработку проекта, приняли решение о создании "Национальной базы данных по автомобилям", которая призвана помочь как участникам рынка, так и простым потребителям. Проект анонсировался на четвертой Конвенции "РОАД" в апреле 2016 года.
      • Задача проекта НБДА – создание единой достоверной базы данных по автомобилям, реализуемым на российском рынке, для получения достоверной информации об истории и пробеге по уникальному номеру VIN. Предполагается, что НБДА смогут воспользоваться все принципиальные участники авторынка – импортеры, дилерские центры, страховые компании, банки, а также физические лица.


"В процессе реализации НБДА, естественно, возник вопрос организации инфраструктуры. В начале своего существования, в 2009 году, ГК "КарОператор" начинала работу на своих серверах, но постепенно с развитием бизнеса пришло четкое осознание, что увеличение ресурсов и обслуживание своих серверов стоит ощутимо дороже покупки облачных сервисов в формате IaaS, с которыми можно гораздо гибче подходить к используемым ресурсам, меняя в нужное время конфигурацию серверов и занимаемое дисковое пространство",- сказал Алексей Васильев, технический руководитель проекта ГК "КарОператор"

О плюсах облачной инфраструктуры и выборе провайдера услуг

Как отмечают в ГК "КарОператор", за время использования облачных решений приходили новые клиенты, уходили старые, появлялись новые продукты, а работоспособность облачной инфраструктуры всегда была достаточной для обеспечения необходимой производительности, причем с учетом общей тенденции к уменьшению стоимости сервисов. Суммарный ежемесячный платеж увеличивался с гораздо меньшей скоростью по сравнению с теми финансовыми затратами, которые требовались при докупке собственных серверов.

"Для проекта НБДА мы приняли решение о поиске облачного провайдера, выбор которого проводился на конкурсной основе. Для этого составили подробное техническое задание на инфраструктуру, определили пиковые нагрузки с учетом развития НБДА в ближайшие 3–5 лет. В итоге отобрали пять основных лидеров по разным рейтингам облачных провайдеров".

Алексей Васильев, технический руководитель проекта ГК "КарОператор"

Чтобы определить окончательного победителя, отобранной пятерке облачных провайдеров разослали техническое задание. При этом определили критерии победы в конкурсе и удельный вес каждого критерия в составе предложения. По полученным результатам ИТ-специалисты ГК "КарОператор" провели независимую усредненную оценку, что позволило объективно сравнить поступившие коммерческие предложения и выявить победителя. С минимальным отрывом от своего ближайшего конкурента победила компания "ИТ-ГРАД". Конкурс проходил максимально открыто (насколько это возможно) и без разглашения конфиденциальной информации, что позволило ГК "КарОператор" заключить договор с объективным лидером.

Требования, предъявляемые к облачной инфраструктуре для проекта НБДА

Фрагмент облачной инфраструктуры для проекта НБДА

Поскольку проект НБДА требовал проработки многих вопросов, в том числе требований к облачной инфраструктуре, приняли решение о размещении компонентов НБДА на арендованном серверном оборудовании по модели IaaS.

Таким образом, к виртуальным серверам сформировали следующие базовые требования:

      • Nginx – программный балансировщик сетевой нагрузки (4 Core CPU, 4 Gb RAM, 0,1 Tb RAID10 HDD).
      • WEB Server – сервер приложений, работающий с БД (4 Core CPU, 8 Gb RAM, 0,1 Tb RAID10 HDD) X 2.
      • Memcashed, Logs – сервер кэша и логов (2 Core CPU, 8 Gb RAM, 4 Tb RAID10 HDD) Х 2 (для обеспечения отказоустойчивости).
      • Database – сервер баз данных (16 Core CPU, 24 Gb RAM, 2 Tb RAID10 HDD).
      • Replica Database – зеркало сервера базы данных (16 Core CPU, 24 Gb RAM, 2 Tb RAID10 HDD).
      • SFTP – сервер для хранения файлов (2 Core CPU, 2 Gb RAM, 1 Tb RAID10 HDD).

 

Кроме того, были выдвинуты базовые требования к надежности системы:

      • Высокая доступность системы (24/7/365) с временем простоя, не превышающим время простоя ЦОД, на котором развернуты виртуальные машины.
      • Все накопители информации на жестких дисках должны работать в RAID-массиве 10-го уровня.
      • Выполнение полного бэкапа базы данных не реже одного раза в сутки средствами БД, который копируется на хранение в резервный ЦОД. При этом инкрементальный бэкап должен выполняться не реже 1 раза в час.
      • Не реже одного раза в неделю должны создаваться снимки всех виртуальных серверов.

 

"Дальнейшая работа по созданию и запуску серверов проходила с выбранным провайдером в режиме максимальной поддержки специалистами "ИТ-ГРАД", так что с какими-либо проблемами или сложностями мы не столкнулись. Поддержка показала себя квалифицированной, компетентной и всегда помогала решить поставленную задачу. Особенно удачной оказалась идея с предварительным онлайн-обучением, что позволило очень быстро разобраться и продуктивно начать работать с новым поставщиком услуг. На текущий момент ГК "КарОператор" довольна сотрудничеством с компанией "ИТ-ГРАД". Кроме того, мы определились с планами по переносу всей инфраструктуры "КарОператора" на площадки "ИТ-ГРАД". На сегодняшний день идет согласование финансовых условий. Также в процессе находится подготовка crush-теста основной площадки, который мы хотим провести для понимания возможностей работы в условиях чрезвычайных ситуаций и полного отключения основной площадки".

Алексей Васильев, технический руководитель проекта ГК "КарОператор"

 Заключение

Возвращаясь к теме облачных решений по модели IaaS, ГК "КарОператор" уже с трудом может себе представить возврат на собственные серверы. Российский рынок облачных решений стал богаче не только по ассортименту предлагаемых инфраструктурных решений, но и по разнообразию ценовых предложений. Поэтому для ГК "КарОператор" и НБДА понятие серверной инфраструктуры уже тесно связано с облаками и остается лишь сделать правильный выбор в пользу стратегического партнерства, чтобы решать дальнейшие задачи развития и повышения эффективности бизнеса.