© ComNews
11.11.2016

За первые девять месяцев работы "Почта Банк" вопреки запланированному убытку не просто вышел на уровень безубыточности, а получил прибыль. Чистая прибыль банка составила 761 млн руб. По мнению экспертов, получение прибыли вместо ожидаемого убытка связано не только с решениями самого банка, но и с улучшением ситуации в банковском секторе.

За первые девять месяцев работы "Почта Банк" вышел на уровень безубыточности и получил прибыль. Чистая прибыль банка составила 761 млн руб. вопреки плану банка получить убыток в размере 796 млн руб. "Основная причина такого позитивного результата - это поведение портфеля, который был сформирован в 2015 г. - начале 2016 г., это отражение гораздо лучшего поведения клиентов, отражение хорошего уровня риска", - отметил первый заместитель президента - председателя правления "Почта Банка" Георгий Горшков.

Чистый операционный доход "Почта Банка" за девять месяцев 2016 г. по сравнению с результатом "Лето Банка" (дочерняя структура ВТБ24, на базе которой был создан "Почта Банк") за аналогичный период прошлого года вырос на 50% и составил 14 млрд руб. Активы банка превысили 92 млрд руб.

С начала 2016 г. кредитный портфель "Почта Банка" увеличился на 36%, до 106,5 млрд руб. В банке отметили, что основным драйвером роста портфеля стали кредиты наличными, объем продаж которых за девять месяцев 2016 г. составил 36,8 млрд руб., что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем продаж POS-кредитов "Почта Банка" превысил 14 млрд руб. (увеличение на 31% год к году). Объем продаж кредитных карт превысил 3 млрд руб.

По итогам девяти месяцев 2016 г. количество пользователей интернет- и мобильного банка достигло 540 тыс. человек. Около 70% скачанных мобильных приложений установлены на телефонах с операционной системой Android. За девять месяцев 2016 г. по онлайн-заявкам было выдано кредитов наличными на 7 млрд руб. и 41 тыс. кредитных карт, объем привлеченных через дистанционное банковское обслуживание депозитов за полтора месяца превысил 1 млрд руб.

Расходы банка по резервам год к году сократились на 29%, до 4,1 млрд руб. Стоимость риска за девять месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 6% и составила 11,1%. "Почта Банк" ориентирован на дальнейшее снижение величины данного показателя за счет роста качества клиентского потока, объемов выдач и развития скоринговых процедур", - сообщают в "Почта Банке".

Портфель клиентских пассивов банка в III квартале 2016 г. увеличился более чем в три раза и составил 22,6 млрд руб. С начала 2016 г. "Почта Банк" привлек у населения 16 млрд руб. во вклады. Еще 5,9 млрд руб. в настоящее время размещены на текущих и сберегательных счетах.

"На протяжении III квартала банк привлекал в среднем по 170 млн руб. в день. Рост портфеля пассивов банка обусловлен рядом факторов, в том числе усилением физического присутствия, конкурентным предложением и масштабной рекламной кампанией в августе-сентябре", - сказал президент - председатель правления "Почта Банка" Дмитрий Руденко.

Георгий Горшков подчеркнул, что в целом у банка уже 3 млн клиентов.

За время начала работы "Почта Банк" расширил региональную сеть за счет запуска окон продаж, где финансовые услуги оказывают сотрудники ФГУП "Почта России". "Развертывание точек продаж нового формата началось в августе, за два месяца было открыто 1822 окна, - сообщили в "Почта Банке". - Кроме того, в III квартале банк открыл 594 клиентских центра в отделениях почтовой связи с сотрудником банка".

По словам Дмитрия Руденко, на протяжении ближайших лет "Почта Банк" продолжит наращивать региональное присутствие, которое будет увеличиваться темпами, сопоставимыми с текущими. "Наша сеть уже вышла на второе по величине место в российском банковском рынке и превысила 3 тыс. точек. Уже в следующем году мы охватим Дальний Восток и Северный Кавказ, к концу 2019 г., согласно нашей стратегии, мы будем присутствовать в 22,5 тыс. точек", - отметил Дмитрий Руденко.

Розничная сеть "Почта Банка" на сегодня охватывает 1075 населенных пунктов в 60 регионах России. В настоящее время банк выплатил "Почте России" 143 млн руб. за пользование инфраструктурой ее отделений, к 2023 г. инфраструктурный платеж превысит 50 млрд руб.

Также в планах "Почта Банка" - начать оказывать услуги юридическим лицам. "В 2017 г. банк планирует объявить тендер по поиску производителя платформы для работы с юридическими лицами. С помощью этой платформы мы будем предоставлять услуги микро- и малому бизнесу", - сказал в разговоре с корреспондентом ComNews Георгий Горшков.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, "Почта Банк" продемонстрировал рост за счет быстрой экспансии, это дало существенный прирост числа клиентов и выданных POS-кредитов.

"По объему кредитов физическим лицам банк - на 19-м месте, в будущем году может войти в топ-15. Достичь доли рынка POS-кредитов порядка 10%, на мой взгляд, достижимая цель. Рост сдерживает довольно высокий уровень просрочки, что давит на капитал", - считает Георгий Ващенко.

По словам аналитика группы компаний "Финам" Богдана Зварича, рост основных показателей и планы по дальнейшему развитию "Почта Банка" говорят о том, что банк готов активно развиваться, и для этого создан необходимый фундамент.

"Получение прибыли, вместо ожидаемого убытка, на мой взгляд, связано не только с решениями самого банка. Так, серьезно улучшилась ситуация в экономике относительно тех прогнозов, что делались в начале года, что привело к улучшению ситуации в банковском секторе вообще и, в частности, позволило "Почта Банку" показать такие результаты", - заметил в беседе с ComNews Богдан Зварич.

При этом эксперт отмечает уверенную экспансию банка в регионы и увеличение числа точек обслуживания, чему способствует использование инфраструктуры "Почты России". "В частности, подобное развитие дает банку конкурентное преимущество - он может прийти к тем клиентам, до которых не могут дойти другие банки", - резюмировал Богдан Зварич.

По словам заместителя директора аналитического департамента компании "Альпари" Натальи Мильчаковой, безусловно, "Почта Банку" помог тот факт, что банк был создан при участии "Почты России". По ее мнению, сегодня рынок банковских услуг перенасыщен, поэтому вход на этот рынок любого нового банка клиенты, особенно физические лица, будут воспринимать достаточно вяло. "А "Почта России", например, в некоторых регионах, помогла этому банку с распространением услуг через окна продаж в почтовых отделениях", - заключила в разговоре с корреспондентом ComNews Наталья Мильчакова.

"Почта Банк" был создан в январе 2016 г. международной финансовой группой ВТБ (владеет 50%+1 акция почтового банка) и "Почтой России" (предприятию принадлежит 50%-1 акция "Почта Банка"). "В конце 2015 г. "Почта России" приобрела за 5,5 млрд руб. пакет размером 50%-1 голосующая акция дочерней структуры ВТБ24 - "Лето Банка".

"Почта Банк" ориентирован на оказание финансовых услуг массовому и нижнемассовому клиентским сегментам, покупателям интернет-магазинов, а также на комплексное обслуживание пенсионеров, включая выплату пенсий (см. новость ComNews от 7 апреля 2016 г.).

Статьи по теме