© ComNews
19.10.2016

Вчера в Воронеже компания Nokia открыла Глобальный центр предоставления услуг (Global Delivery Center, GDC). Он появился на базе Глобального центра эксплуатации сетей (Global Network Operations Center, GNOC), который эта компания (тогда - Nokia Siemens Networks) запустила в 2011 г.

По данным вице-президента Nokia по региону Восточная Европа Деметрио Руссо, суммарные инвестиции компании в воронежский GNOC и GDC превысили 300 млн руб. (что, с учетом изменения курса рубля, может означать сумму в диапазоне 4,3-7,3 млн евро). "Россия является одним из ключевых рынков для Nokia, и сегодняшнее событие иллюстрирует это отношение", - подчеркнул Деметрио Руссо.

Глава глобального направления Global Service Delivery и вице-президент Nokia Амит Дингра пояснил корреспонденту ComNews, что с превращением в GDC круг функций и полномочий объекта в Воронеже расширился. Если GNOC занимался исключительно мониторингом и управлением сетями операторов, то в GDC добавились такие направления, как планирование и оптимизация сетей. "Превращение в GDC означает более высокий уровень технической экспертизы сотрудников", - отметил Амит Дингра. Штат воронежского GDC превышает 130 специалистов, из которых 97 отвечают за мониторинг и управление сетями, а 35 инженеров занимаются планированием и оптимизацией.

Амит Дингра добавил, что Nokia в принципе отказалась от GNOC и теперь создает во всем мире только GDC. При этом у компании есть три действительно глобальных центра предоставления услуг: в Индии (на случаи землетрясений и иных катаклизмов он является распределенным и базируется в городах Ченнаи на юге страны и Нойда - на севере), Португалии и Румынии (последний перешел к Nokia "в наследство" от поглощенной Alcatel-Lucent). Остальные GDC внутри Nokia имеют статус узла (hub) и отвечают за предоставление сервисов преимущественно внутри одной страны. Наряду с Воронежем такие хабы действуют у Nokia в Индонезии, Китае и Японии. "При этом любой хаб может быть превращен в GDC", - заметил Амит Дингра. По его словам, Nokia хотела бы из Воронежа управлять сетями связи в других странах, прежде всего в СНГ и Европе, и рассчитывает на то, что изменение политической ситуации в будущем позволит это сделать.

В настоящее время воронежский GDC управляет сетями двух операторов - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "ВымпелКом" - в Центральном федеральном округе. Руководитель этого объекта Алексей Авдеев рассказал, что, наряду с мониторингом сетей и устранением неисправностей, GDC занимается контролем и управлением региональными бригадами (вплоть до отслеживания местоположения автомобилей в регионах), анализом качества сетей и изменением их конфигурации, а также доработкой и поддержкой эксплуатационных систем. Для обеспечения непрерывности процессов GDC подключен к сетям четырех интернет-провайдеров и имеет источники бесперебойного питания, которые поддерживают работу центра в течение часа (на случай более длительного обесточивания GDC располагает дизель-генератором). "Мы собираем библиотеку решений, чтобы по возможности при устранении неисправностей и в иных вопросах обращаться к готовым решениям, - говорит Алексей Авдеев. - Будущее - за полностью автоматизированными процессами, которые исключают человеческий фактор". По его информации, 70% инцидентов на сетях, находящихся под управлением воронежского GDC, уже регистрируются автоматически, и уже существуют скрипты для автоматического устранения неисправностей.

Если управление зарубежными сетями из воронежского GDC является лишь мечтой, то услуги по оптимизации и планированию сетей иностранным операторам он уже предоставляет, причем даже шире, чем российским. Как сообщил руководитель группы оптимизации и планирования GDC в Воронеже Артем Безрук, для сотовых операторов "большой четверки" было выполнено 17 проектов (связанных с заменой оборудования одного вендора на другого, развертыванием новой инфраструктуры и оптимизацией действующих сетей), тогда как для зарубежных - в разы больше. Основными регионами предоставления услуг оптимизации и планирования для воронежского GDC являются Центральная Европа и Латинская Америка, а среди заказчиков уже были такие операторы, как "МТС-Украина" и "Киевстар", Vodafone (Великобритания), SFR (Франция), Oi, TIM и América Móvil (все три - Бразилия), а также сотовые компании в Перу, Чили и Колумбии.

Стагнация на телекоммуникационном рынке заставляет операторов и вендоров оптимизировать затраты и искать новые источники дохода. С этой точки зрения глобальные центры предоставления услуг решают обе задачи: операторам они позволяют экономить за счет аутсорсинга многих функций, а производителям - получать постоянные платежи за услуги (вместо разовых - за оборудование). Амит Дингра напомнил корреспонденту ComNews, что услуги уже обеспечивают 45% всей выручки корпорации Nokia, и под ее управлением находится около 720 тыс. базовых станций сотовых сетей, в которых обслуживаются примерно 220 млн абонентов.

На вопрос корреспондента ComNews, планируют ли операторы расширить сотрудничество с Nokia и отдать вендору сети на управление в других федеральных округах России, представители МТС и "ВымпелКома" воздержались от ответа. Ранее начальник департамента по управлению качеством функционирования сети и эксплуатационными затратами "МегаФона" Юрий Рубцов говорил корреспонденту ComNews, что оператор не готов отдавать телекоммуникационные сети на обслуживание зарубежным вендорам. Вчера представитель "МегаФона" уточнил, что компания не планирует отдать сети на обслуживание Nokia. Напомним, еще в апреле 2015 г. оператор запустил Единый центр управления сетью (ЕЦУС, в международной терминологии - Global Network Operations Center, GNOC). Он контролирует сети оператора по всей стране и занимает две площадки (в Петербурге и Самаре; см. новость ComNews от 19 сентября 2016 г.). Преcc-служба Tele2 вчера не ответила на запрос ComNews.

Как ранее сообщал ComNews, в июле 2015 г. МТС и OOO "Нокиа Солюшнз энд Нетворкс" продлили до конца 2020 г. контракт на обслуживание мобильной сети оператора в 16 регионах Центрального федерального округа (кроме Москвы и Московской области; см. новость ComNews от 16 июля 2015 г.). С февраля 2012 г. "ВымпелКом" также передал NSN на пять лет обслуживание мобильной, фиксированной и ШПД-сети в 16 регионах ЦФО. "Это позволяет сэкономить затраты", - поясняла пресс-секретарь этого оператора Анна Айбашева (см. новость на ComNews от 6 марта 2012 г.).