Спутниковое ТВ без спутниковой тарелки
Российский оператор спутникового телевидения "Триколор ТВ" запустил услугу, которая позволяет смотреть пакет каналов оператора без установки спутниковой антенны и нацелена на жителей многоквартирных домов в крупных городах. Еще один оператор спутникового ТВ - "НТВ-Плюс" в ноябре запустит в продажу гибридную (спутниковую и ОТТ) приставку, которую можно будет подключить как к спутниковой антенне, так и к сети Интернет через Wi-Fi или кабель. На взгляд аналитиков, это ответная реакция операторов спутникового ТВ на запуск "Ростелекомом" услуги "Интерактивное ТВ 2.0", которая работает на сетях любого оператора связи, а также на экспансию этого оператора в малонаселенные пункты.
Гибридная (спутниковая и ОТТ) приставка "НТВ-Плюс" подключается как к спутниковой антенне, так и к сети Интернет через Wi-Fi или кабель. Устройство позволит помимо линейного телесмотрения использовать ряд популярных ОТТ-сервисов: видео по запросу, функции отложенного смотрения, паузы и перемотки. "Точная стоимость устройства будет определена ближе к началу продаж, но можно сказать, что она будет ненамного выше, чем у обычного STB", - пояснил представитель компании. Стандартный комплект подключения к "НТВ-Плюс" (HD-приемник, абонентский комплект и пакет "Базовый" сроком на два месяца) стоит 6290 руб.
"Мы ожидаем, что на первом этапе доля гибридных устройств составит около 10% от всего вновь проданного оборудования, а к концу 2017 г. может вырасти до 50%", - говорит генеральный директор "НТВ-Плюс" Михаил Демин. Он рассчитывает на поступательный рост базы абонентов, использующих новые возможности ОТТ-сервисов. По словам генерального директора "Газпром-медиа Технологии" Вадима Федотова, "вывод на рынок гибридной ОТТ-приставки "НТВ-Плюс" - важный шаг в формировании персонализированного подхода к доставке контента".
Представитель компании отметил, что в продаже останутся как обычные спутниковые приставки, так и новые, гибридные. "Новая гибридная приставка рассчитана как на уже существующих, так и на новых абонентов, но для ее функционирования необходимо подключение к сети Интернет через Wi-Fi или кабель", - пояснил он.
"Использование интерактивных функций гибридной приставки, по предварительным расчетам, должно существенно увеличить ARPU. Вместе с тем повышение ARPU сопровождается ростом затрат на очистку OTT-прав. Мы рассчитываем на компенсацию этих расходов за счет роста базы абонентов, которые будут пользоваться новыми интерактивными сервисами", - отметил представитель компании.
Напомним, в декабре 2015 г. ГК "Орион" первой среди спутниковых операторов запустила мобильное приложение "Телекарта Онлайн" для iOS, Android и Smart TV, которое работает на базе облачной платформы и позволяет смотреть телеканалы "Телекарты" в Интернете, с любого мобильного устройства, подключенного к Сети, использовать функции отложенного просмотра, перемотки и др. На сегодняшний день количество скачиваний приложения превысило 21,5 тыс. Как отметила директор по развитию и управлению бизнес процессами ГК "Орион" Елена Ячменникова, стоимость основного пакета "Телекарты Онлайн" составляет 99 руб. в месяц.
Она считает, что оператору платного телевидения развитие OTT-сервисов необходимо. "Повышение ARPU, ввод новых услуг, повышение лояльности действующих клиентов, предотвращение оттока абонентской базы - вот основные задачи оператора платного ТВ, с которыми грамотно сформированный OTT-сервис успешно справится", - отметила она. По ее словам, спутниковые каналы передачи данных и IP дополняют друг друга. "Введением мобильного приложения "Телекарта Онлайн" мы не стремимся создать альтернативу DTH-вещанию. Основная задача данного сервиса - сделать наше спутниковое телевидение еще более удобным для абонента", - сказала она.
"Триколор ТВ" развивает бесплатный сервис "Управляй эфиром". Он позволяет поставить передачу или фильм на паузу или записать эфир, однако для этого абоненту надо подключить к приемнику флеш-карту.
Кроме того, "Триколор ТВ", как и "НТВ-Плюс", запустил услугу, которая позволяет смотреть пакет каналов оператора без установки спутниковой антенны. Для подключения к услуге абоненту не требуется и дополнительная прокладка кабеля. "Передача телесигнала происходит при использовании структурированной сети, принадлежащей эксплуатирующим здание организациям или другим партнерам. Сигнал декодируется непосредственно в домохозяйстве с помощью приемного оборудования и смарт-карты", - говорится в сообщении компании. Стоимость услуги составит 250 руб. в месяц.
"Проект позволяет предоставлять услуги современного цифрового телесмотрения новой аудитории, проживающей в крупных городах, где прием спутникового сигнала затруднен плотностью застройки или установка принимающих станций ограничена требованиями к фасадам зданий", - говорит директор по продажам и абонентскому обслуживанию НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ") Алексей Карпов. По замыслу оператора, новое предложение НКС - цифровая альтернатива привычному кабельному телевидению.
На взгляд аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, старт продаж гибридной приставки "НТВ-Плюс" и новый сервис НСК - это ответная реакция операторов спутникового ТВ на запуск "Ростелекомом" услуги "Интерактивное ТВ 2.0", которая работает на сетях любого оператора связи, в том числе и с помощью мобильного Интернета, а также на его экспансию в малонаселенные пункты. По оценкам эксперта, "Ростелеком" занимает около 28% рынка платного ТВ по выручке и 21% по абонентам, и его доля постепенно растет, вытесняя менее технологичных спутниковых операторов.
"Таким образом, спутниковые операторы стремятся снизить отток среди новых абонентов, продавая гибридные приставки с ОТТ-сервисами. Учитывая более выгодную переговорную позицию "Ростелекома" с поставщиками контента - из-за размеров компании и доли рынка - и преимущество в виде собственной ИТ и кабельной инфраструктуры продажа спутниковыми операторами новых приставок не повлияет кардинальным образом на рынок", - говорит эксперт.
По оценкам J’son & Partners Consulting, по итогам 2015 г. лидером по количеству абонентов на рынке платного ТВ является "Триколор ТВ" с долей в 29,6%. "Ростелеком" обладает долей в 21,7% абонентов, "Орион", "ЭР-Телеком" и МТС - по 7% каждый, "ВымпелКом" - 2,9%, "Акадо" - 2,9%, "НТВ-Плюс" - 2,7%. Аналитики полагают, что рынок платного ТВ России в ближайшие годы продолжит расти как в абонентах, так и выручке. Причем рост станет возможен, прежде всего, за счет развития дополнительных услуг, таких как VоD (видео по запросу), Timeshift (отложенный просмотр) или Multiroom (подключение нескольких телевизоров в домохозяйстве).