Анна Афанасьева
20.09.2016

Онлайн-видеосервис Nemo TV, в последние месяцы оказавшийся на грани закрытия, нашел новых инвесторов.

Как выяснил "Ъ", его владельцами стали акционеры казахстанского спутникового оператора Caspio HD, которые рассчитывают развивать бизнес на русскоязычных рынках. Они выкупили 100% Nemo TV у основателя сервиса Дмитрия Карякина, второй партнер — экс-гендиректор "Электронной Москвы" и действующий заместитель главы МВД Александр Махонов — покинул проект раньше.

Сооснователь Nemo TV Дмитрий Карякин продал 100% в юридических лицах, управляющих сервисом, Ержану Исабаеву, Герману Нурбаеву и Талгату Шакенову, рассказали "Ъ" обе стороны сделки. Финансовые условия они не разглашают.

Nemo TV запущен весной 2014 года и предоставляет платный доступ к пакетам телеканалов; подключиться к нему можно с помощью Smart TV, телеприставок или мобильных устройств. По собственным данным компании, в сервисе зарегистрировалось около миллиона человек. Как стало известно из опубликованного в апреле архива панамской фирмы Mossack Fonseca, одним из основателей Nemo TV был Александр Махонов — в прошлом гендиректор "Мостелекома" и "Электронной Москвы". В 2015 году он занял пост замминистра МВД. К тому моменту господин Махонов вышел из всех бизнесов, подчеркивает господин Карякин. Ранее представители Nemo TV говорили, что инвестиции в проект составили $20 млн.

Дмитрий Карякин признает, что первоначальные инвесторы при выходе из проекта "не получили ожидаемой нормы доходности". Он поясняет, что компания в последнее время не могла финансировать операционную деятельность и активно искала инвесторов. Из-за недофинансирования развитие фактически было приостановлено, и функционал сервиса сократился, как и круг партнеров среди производителей контента, подтверждает экс-гендиректор Nemo TV Матвей Отрошенко. В частности, с Nemo TV перестал работать сервис Amediateka, говорит представитель последнего.

Бренд Nemo TV будет сохранен, в ближайшее время сервис вернется на рынок, говорят покупатели.

Они уточняют, что хотят развивать бизнес по дистрибуции контента на русскоязычных рынках и планируют сделать проект операционно прибыльным через три года. "Огромное преимущество компании — это ее софт и интерфейс. Этот бизнес ориентирован на завтра",— уверен Ержан Исабаев. Руководить компанией в "транзитный период", пока формируется новая стратегия, будет Талгат Шакенов.

Основной бизнес господ Исабаева, Нурбаева и Шакенова — казахстанский спутниковый оператор Caspio HD. На его сайте сказано, что продажи стартовали в июне 2016 года, сейчас у него 5 тыс. абонентов. Caspio HD на 60% принадлежит группе Modern Nomads Entertainment, в которой Герман Нурбаев и Ержан Исабаев владеют по 37,23%, у Талгата Шакенова — 5,31%, еще 20,24% у компании BSG Technology, сказано на сайте казахстанской биржи KASE. BSG в сентябре и ноябре заплатила за свой пакет 863 млн тенге, или около $2,5 млн. Modern Nomads также развивает в Казахстане рекламный бизнес под брендом Tengri Saatchi & Saatchi.

По данным "ТМТ Консалтинга", в 2015 году объем рынка онлайн-видеосервисов в России составил 3,4 млрд руб., а в 2016-м вырастет до 4,5 млрд руб. Nemo TV не входила в число крупнейших участников рынка.

Хотя большинство российских онлайн-видеосервисов ищет инвесторов, сделки на этом рынке редкость, признают собеседники "Ъ" в нескольких компаниях. "Мы входим в такую фазу развития рынка в России, где еще не раз увидим продажу бизнеса, слияния и другие изменения в структуре игроков. Наш рынок пресыщен предложениями, на них уже нет того спроса, как пару лет назад",— рассуждает гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов.

В ситуации нехватки финансирования год назад оказался онлайн-кинотеатр TVzor, в развитие которого основатель группы компаний "Связной" Максим Ноготков вложил более $35 млн. После банкротства активов бизнесмена TVzor пытался найти нового инвестора, но в итоге проект закрылся, сообщал ранее "Ъ".