Импортозамещение: в поисках модели
Сегодня с высокой долей вероятности можно говорить о том, что как минимум в сфере ПО импортозамещение будет шириться, охватывая не только госорганы, но и госкомпании, госмонополии, да и в целом крупные компании, работающие в стратегически важных для страны отраслях. Нефтегазовая отрасль - не исключение. Желание идти по пути импортозамещения ПО у компаний этой отрасли есть, но нужна единая модель, с которой будут согласны все участники процесса. Выходом может стать создание специализированной ассоциации, консолидирующей потребности отрасли в программных решениях, а возможно - и выступающей единым заказчиком.
Процесс импортозамещения программного обеспечения в госорганах уже идет в нашей стране полным ходом (по крайней мере, если судить по отчетам госрегуляторов, ответственных за этот процесс). Государство уделяет этому вопросу значительное внимание. Закупки иностранного софта госорганами при наличии отечественных аналогов в реестре российского ПО были запрещены еще с 1 января 2016 года. А в самом реестре, за ведение которого отвечает Минкомсвязи, количество российских программных продуктов стремительно приближается к двум тысячам.
При этом очевидно, что власть не намерена останавливаться на достигнутом. Например, в майском докладе Владимиру Путину Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минпромторг и Институт развития Интернета предлагали запретить иностранный софт и оборудование в корпоративных, а также государственных и муниципальных информационных системах, расширить импортозамещение на компании с госучастием и госмонополии.
Иными словами, сегодня с высокой долей вероятности можно говорить о том, что как минимум в сфере ПО импортозамещение будет шириться, охватывая не только госорганы, но и госкомпании, госмонополии, да и в целом крупные компании, работающие в стратегически важных для страны отраслях.
Одним из подтверждений этого является то, что вопрос импортозамещения ПО стал предметом обсуждения на прошедшем на минувшей неделе первом в России федеральном конгрессе "Интегрированный нефтяной инжиниринг: Технологии. Решения. Люди". Мероприятие прошло под эгидой Северо-Западной секции Общества инженеров нефтегазовой отрасли (SPE). Его организатором выступила информационная группа ComNews.
Необходимость перехода на использование отечественных программных продуктов в рабочих процессах столь важных для страны предприятий, как компании нефтегазовой отрасли, осознают и представители этих предприятий, и представители отечественного софтверного рынка. Да и у государства в этом вопросе очевидно двух мнений быть не может, речь ведь в конечном счете идет о вопросах национальной безопасности.
Тем не менее на сегодняшний день объем отечественного ПО, которое используется в компаниях нефтегазовой отрасли, по экспертным оценкам, не превышает 20%. При этом существует неравномерное распределение в зависимости от назначения ПО. В некоторых сегментах отечественное ПО, предназначенное для нефтегазовой отрасли, занимает доминирующее положение (например, потребности отрасли в ПО для проведения инженерных изысканий и обработки их результатов практически полностью закрывают отечественные софтверные продукты), в других сегментах (например, сложное технологическое ПО для 3D-моделирования) доминируют иностранные продукты.
Главным же вопросом можно назвать то, что все стороны процесса импортозамещения (в данном случае - государство, компании нефтегазовой отрасли и разработчики отечественного софта) пока, очевидно, не пришли к единому пониманию пути, по которому следует двигаться, не выработали единой модели, хотя каждая из сторон делает шаги, нацеленные на реализацию импортозамещения.
Про инициативы государства уже говорилось выше. Что же касается разработчиков отечественного софта, то и у них есть свое видение. Например, модель импортозамещения, которую продвигает одна из российских отраслевых ассоциаций, - это консорциумы, которые создаются для различных отраслей и в которые входят с одной стороны представители той или иной отрасли, а с другой - пул разработчиков. Совместно они создают стек базового и прикладного софта, который потом может использоваться предприятиями определенной отрасли.
Компании же нефтегазовой отрасли (и в этом, кстати, они не отличаются от крупных предприятий из других отраслей) вопросами импортозамещения ПО начали заниматься еще до того, как соответствующий курс был провозглашен на государственном уровне. Многие из них в свое время столкнулись с проблемой, которая заключается в том, что определенных софтверных продуктов (в особенности это касается узкоспециализированного ПО) просто не было на отечественном рынке. Соответственно, компании разработали и внедрили такое ПО своими силами. В каждом отдельном случае - это штучный продукт, в который уже вложены средства, и менять его сейчас, пускай даже и на другую отечественную разработку, желание есть не у всех.
Таким образом желание всех сторон идти по пути импортозамещения есть, но нужна единая модель, с которой будут согласны все участники процесса.
Назрела необходимость в координации действий. Инструментом прихода "к общему знаменателю" может стать создание специализированной ассоциации. Такая ассоциация сможет консолидировать потребности компаний нефтегазовой отрасли в программных решениях и выступить единым заказчиком от имени отрасли. Выгода для отраслевых компаний очевидна, поскольку они не конкурируют друг с другом в ИТ-сфере, но каждая при этом получит отраслевой продукт. Для компаний - разработчиков ПО такая ассоциация может стать единой точкой входа, а за счет того, что заказ будет консолидирован, его объемы значительно вырастут.
Конечно, подводные камни существуют и при таком подходе: например, едва ли удастся создать универсальные продукты, подходящие под решение бизнес-задач любой компании нефтегазовой отрасли, но можно стремиться к созданию базовых решений, которые потребуют в дальнейшем минимальной доработки под нужды конкретного заказчика.