Анастасия Голицына
Ксения Болецкая
16.09.2016

АФК "Система" договорилась о продаже телеканалов "Стрим" производителю и дистрибутору телеканалов "Контент юнион" (работает под брендом "Клуб100").

Об этом "Ведомостям" рассказали два источника в медийных компаниях (один из них слышал от менеджеров обеих сторон о готовящейся сделке) и подтвердил человек, близкий к продавцу. По их словам, переговоры находятся в финальной стадии.

Речь идет о девяти платных телеканалах "Стрим" – "Охота и рыбалка", "Усадьба", "Драйв", "Здоровое ТВ", "Ретро", "Домашние животные", "Психология21", "Вопросы и ответы", "Рыбалка и охота" (международная версия канала "Охота и рыбалка"). У них сейчас 12 млн подписчиков (домохозяйств), а общий охват составляет 32 млн человек, следует из данных "Системы". "Охота и рыбалка", "Усадьба", "Драйв" – каналы с самым большим охватом.

Представитель АФК не стал это комментировать. Председатель совета директоров "Клуб100" Анатолий Зяблицкий сделку обсуждать отказался. Но сказал "Ведомостям", что телеканалы "Стрим" и каналы "Клуб100" могли бы хорошо дополнить друг друга.

Ранее источник в крупном медиахолдинге говорил, что "Система масс-медиа" (СММ) просит за свои каналы минимум 1 млрд руб. Человек, близкий к продавцу телеканалов "Стрим", сказал, что компании удалось договориться "примерно на такую сумму".

 "Клуб100" производит и продает шесть тематических телеканалов – "Авто24", "Детский", "Еврокино", "Русский иллюзион", "Иллюзион+" и "Zоопарк". По словам Зяблицкого, их абонентская база составляет 8,5 млн домохозяйств, а охват – около 25 млн человек.

Каналы "Стрим" – последний медийный актив "Системы", раньше они были частью медиаподразделения холдинга – СММ. Кроме телеканалов СММ управляла медиасервисами для операторов, владела продюсерской компанией "Объединенные русские студии" (RWS), рекламным агентством "Максима" и оператором спутникового телевидения ЦТВ. Все они проданы. Еще в апреле 2015 г. "Система" продала контроль в RWS своему партнеру Юрию Сапронову, а в августе этого года контроль над "Максимой" перешел к рекламной группе АДВ. Также в начале 2016 г. почти 80% ЦТВ перешло от СММ к топ-менеджеру "Системы" Сергею Шишкину, еще 20% – у ООО "СТВ", "дочки" МТС.

Сама СММ была расформирована, а в начале 2016 г. вместо нее заработала новая компания – Sistema Venture Capital (Sistema VC). Это венчурный фонд, инвестирующий в технологические проекты, но не в медиакомпании, объясняла в декабре 2015 г. президент СММ Гульнара Хасьянова. "Мы поняли, что медийные активы СММ нам никак не помогут и синергии здесь не будет, реализация стратегии возможна без привязки к ним, поэтому новый фонд мы строим с нуля и как бы параллельно нашему медиабизнесу", – говорила она. По словам Хасьяновой, компания поняла, что существующие медийные активы "не позволяют построить на их основе действительно большую медиаисторию". Продажа каналов "Стрим" – в рамках стратегии перехода от медиа к технологическим активам, сказал близкий к АФК человек.

Телеканалы "Стрим" были генератором выручки для СММ, но значительная ее часть – платежи со стороны МТС, т. е. фактически внутрихолдинговая выручка, говорит аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович. Неизвестно, как развивались бы эти каналы без гарантированного заказчика в лице оператора. Выход из медийного бизнеса понятен – холдингу не удалось добиться в этой сфере серьезных успехов, а производство контента в последнее время серьезно подорожало, продолжает аналитик. Вопрос – удастся ли АФК преуспеть в венчурном бизнесе, ведь действительно хорошо заработать на российском интернете удалось всего нескольким профессиональным фондам, резюмирует Венгранович.