"Почта России" все успешнее продает товары в своих отделениях
По итогам первого полугодия 2016 г. выручка ФГУП "Почта России" от розничных продаж в его отделениях составила 8,3 млрд руб., что на 19% превышает показатель за январь – июнь предыдущего года.
Об этом "Ведомостям" сообщил представитель предприятия Сергей Коляда. По его словам, чистый доход от торговли (выручка от продаж за вычетом стоимости закупки) увеличился почти на 15% год к году до 3 млрд руб. Общая выручка "Почты России" в первом полугодии 2016 г. выросла на 8,5% до 76,2 млрд руб. Таким образом, на розничные продажи пришлось почти 11% от всей выручки предприятия. За год их доля выросла на 1 п. п.
Выше всего выросла выручка от продажи "почтовых" категорий товаров, их больше всего в ассортименте почтовых отделений, рассказывает Коляда. Продажи канцелярских товаров увеличились почти вдвое, на 96%, книг – на 36%, газет и журналов – на 23%. Активно росли продажи товаров первой необходимости, востребованных в почтовых отделениях в сельской местности и малых населенных пунктах (см. врез). Так, продажи товаров бытовой химии выросли на 31%, продовольственных и сопутствующих товаров – на 25%. Есть у почты и ряд направлений, по которым выручка не растет, например продажа авиа- и железнодорожных билетов, уточняет заместитель гендиректора "Почты России" по почтовому бизнесу Инесса Галактионова.
Выручка почты от розничных продаж растет уже второй год подряд. В первом полугодии 2015 г. показатель увеличился на 1% до 7,04 млрд руб. В предыдущие несколько лет выручка от почтовой розницы ежегодно снижалась на 5–6%.
Количество точек продаж у почтового оператора за это время не увеличилось, отмечает Коляда. Выручка растет благодаря внедрению эффективных механизмов управления товарным ассортиментом, маркетинговой и ассортиментной политике, говорит он. Отделения почты полностью перешли на учет на базе 1C, поэтому у предприятия есть информация по каждой товарной категории в каждом из отделений, объясняет Галактионова. Кроме того, выбор и утверждение поставщиков теперь происходят централизованно и предприятие стремится заключать договоры напрямую с крупными производителями, что позволяет обеспечить лучшие цены как закупки, так и розницы, говорит она.
Предприятие намерено сохранить в ближайшие периоды двузначный рост выручки, но задачи наращивать долю розничных продаж в общей выручке у "Почты России" нет, поскольку торговля не является ее основным видом деятельности, уверяет Галактионова. В большинстве отделений продажей товаров и оказанием почтовых услуг занимаются одни и те же сотрудники, однако рост продаж не вызвал увеличения фонда оплаты труда, добавляет она. Почта мотивирует сотрудников, выплачивая сетевые бонусы – процент от продажи товаров. На такие мотивирующие выплаты почта направляет 4% от оборота, говорит Галактионова. Таким образом на сетевые бонусы своим сотрудникам почта выделила около 330 млн руб.
Поскольку ФГУП сейчас не открывает новые отделения, увеличение розничных продаж свидетельствует о значительном росте трафика, предполагает аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин. Ранее 42 000 отделений "Почты России" ежедневно посещало 2,5 млн человек, сообщалось в материалах предприятия. Можно предположить, что сейчас цифра заметно больше, говорит Нигматуллин. При этом дальнейшая интенсификация продаж в ряде случаев невозможна из-за загруженности персонала, полагает он. Возможно, в небольшой доле отделений эту проблему можно решить за счет экспериментов с вендингом, но в целом длительный активный рост продаж маловероятен, считает Нигматуллин.