Елизавета Серьгина
Екатерина Постникова
19.08.2016

"Вымпелком" единственный из большой четверки российских сотовых операторов имел на конец июня 2016 г. положительный баланс по перенесенным номерам, рассказали "Ведомостям" сотрудники двух компаний, имеющих доступ к базе данных перенесенных номеров, которую ведет Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС).

Услуга переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) позволяет абоненту перейти в сеть другого оператора, сохранив прежний номер; в России она работает с декабря 2013 г. Баланс – разница между количеством абонентов, ушедших от оператора с момента запуска MNP, и пришедших к нему от конкурентов.

Чистый выигрыш "Вымпелкома" по перенесенным номерам с начала действия услуги по 30 июня 2016 г. составлял почти 214 000 абонентов, говорит один из собеседников, ссылаясь на статистику ЦНИИСа. Остальные, по его данным, в минусе: чистые потери МТС составляли примерно 45 000 абонентов, "Мегафона" – 32 600. В минусе, говорит собеседник "Ведомостей", оказалась и Tele2: к ней пришло на 32 000 меньше абонентов, чем ушло от нее. Совокупный баланс "прочих операторов" – минус 104 000 абонентов.

Эти цифры, говорит собеседник "Ведомостей", описывают ситуацию по рынку в целом – с учетом и массового, и корпоративного сегмента. Сотрудник другой компании, имеющей доступ к статистике ЦНИИСа, приводит немного другие цифры: чистый результат "Мегафона" за вычетом его дочерней Yota – минус 213 000 абонентов (с учетом Yota, впрочем, все равно остается минус), у Tele2 – минус 45 000, у МТС – минус 4000. Положительный баланс только у "Вымпелкома", подтверждает второй собеседник выводы первого, – более 200 000 абонентов с декабря 2013 г. по конец июня 2016 г.

Похожие данные недавно опубликовала компания Dr Tariff, имеющая, по словам ее основателя Александра Волощука, доступ к базе данных перенесенных номеров (представитель Федерального агентства связи подтвердил это "Ведомостям"). По этим данным, ситуация лучше всего у "Вымпелкома" – разница между пришедшими и ушедшими MNP-абонентами составляет 230 000 за все время; на втором месте Yota – 165 000. МТС, по данным Dr Tariff, на третьем месте: пришедших и ушедших абонентов у нее примерно поровну, а вот "Мегафон" недосчитался 30 000 абонентов. Замыкает список Tele2, которую услуга MNP, по этим данным, сделала беднее на 100 000 абонентов.

"Вымпелком" уже давно фиксирует положительный баланс по количеству переходов в его сеть от других операторов и из его сети к конкурентам, говорит его представитель Анна Айбашева. Она считает, что это результат прозрачности его услуг – понятного ценообразования, отсутствия скрытых платежей и навязанных сервисов, – а также удачных маркетинговых акций. Работа по удержанию клиентов была организована в "Вымпелкоме" с самых первых дней внедрения MNP в России, говорит Айбашева: если клиент решил перейти в другую сеть, компания борется за него до последнего – например, убеждает его перейти на более удобный тарифный план.

ЦНИИС информацию о переходах абонентов между операторами не публикует и комментировать данные, оказавшиеся у "Ведомостей", не может, сообщил его представитель. Институт называет только общее количество поданных заявок на перенос номера и состоявшихся переходов: по данным на 18 августа их было 5,92 млн и 3,86 млн соответственно.

Больше всего переходов на сети Tele2 и "Вымпелкома" – в Москве, отмечают собеседники "Ведомостей" в двух компаниях, получивших доступ к базе данных перенесенных номеров. В случае с Tele2, запустившей московскую сеть только в октябре 2015 г., это было ожидаемо, констатирует один из них, а вот переходы в сеть "Вымпелкома" – неожиданность. А "Мегафону" и МТС статистику подпортили недавно (в 2015 г.) приобретенные ими активы поволжской группы СМАРТС, считает другой собеседник: абоненты СМАРТС очень активно переходили к "большой четверке", но формально отток учитывался уже в результатах новых владельцев.

Вице-президент "Вымпелкома" по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский в недавнем разговоре с журналистами говорил, что оператор пострадал от усиления конкуренции в Москве меньше других компаний "большой тройки".

Такой вывод он делал как раз из баланса переходов между операторами по услуге MNP и динамики доходов "Вымпелкома" в Московском регионе, но цифры не раскрывал. "Вымпелком" вовремя сфокусировался на продвижении пакетных тарифов, что повысило лояльность пользователей, снизило отток и увеличило средний месячный счет абонента (ARPU), говорил Поповский.

Представитель "Мегафона" Юлия Дорохина сказала, что не знает, "откуда взяты данные" "Ведомостей", и не будет их комментировать. Согласно внутренней статистике "Мегафона", баланс оператора по MNP-переходам за время действия этой услуги положительный. Представители МТС и Tele2 отказались от комментариев.

Гендиректор Telecomdaily Денис Кусков объясняет успех "Вымпелкома" в отдельных регионах хорошей обратной связью, скоростью работы горячих линий и служб. Но количество перенесенных номеров непринципиально для рынка на фоне общего числа абонентов в стране, обращает он внимание. Причин, почему "Вымпелком" остался в выигрыше от услуги переноса номера, несколько, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: во-первых, компания улучшает качество сети; во-вторых, модифицирует тарифы и на протяжении долгого времени предлагала абонентам более щедрые пакеты услуг; в-третьих, тщательно измеряет удовлетворенность клиентов. Как раз недавно "Вымпелком" сообщал, что по показателям NPS (индекс потребительской лояльности) сравнялся с конкурентами.