Кирилл Седов
Екатерина Постникова
16.08.2016

ФГУП "Почта России" может до 2023 г. суммарно получить от "Почта банка" в качестве инфраструктурного платежа 54 млрд руб., а не 47 млрд, как было запланировано ранее, следует из вчерашнего сообщения "Интерфакса" со ссылкой на замминистра связи Михаила Евраева.

В новой стратегии развития "Почта банка" (50% плюс 1 акция принадлежат "ВТБ 24", остальные акции через дочернее ООО "Почтовые финансы" контролирует ФГУП "Почта России") его акционеры увеличили число клиентских центров, которые планируется открыть в отделениях почтовой связи, что и привело к росту инфраструктурного платежа, сообщил сотрудник пресс-службы группы ВТБ и подтвердил представитель "Почты России". Согласно базовой стратегии размер инфраструктурного платежа составит 47–48 млрд руб., по более амбициозной – 54 млрд руб., уточнил вчера Евраев.

Новая стратегия развития банка на ближайшие семь лет была утверждена 11 августа наблюдательным советом "Почта банка", говорится в материалах банка. Почта должна получать инфраструктурный платеж от "Почта банка" за предоставление площадей в своих отделениях под открытие клиентских центров банка. Ранее в годовом отчете "Почта банка" за 2015 г. "физическое присутствие продуктов банка" до 2023 г. планировалось обеспечить в 15 000 почтовых отделений. А предправления ВТБ Андрей Костин говорил о планах открыть банковские офисы в тех же самых 15 000 почтовых отделений к 2018 г. Теперь стратегия подразумевает открытие 26 000 клиентских центров к 2023 г. Всего у "Почты России" работает 42 000 отделений. Как рассчитывается сумма инфраструктурного платежа, акционеры банка не раскрывают.

Таким образом, размер платежа увеличится непропорционально росту запланированного количества центров: платеж вырастет на 15%, в то время как число предоставленных почтой отделений – на 73%.

Инфраструктурный платеж помимо обеспечения своей текущей операционной деятельности "Почта России" направляет на модернизацию логистической инфраструктуры и сети почтовых отделений, а также на повышение зарплат и развитие персонала, говорит сотрудник пресс-службы предприятия.

"Почта России" получит от банка не менее 60 млрд руб., в том числе 47 млрд – в виде инфраструктурного платежа, заявлял в 2015 г. министр связи Николай Никифоров. Остальные 13 млрд – это дивиденды, которые банк начнет платить, по прогнозу Костина, с 2020 г. Прибыль банка будет распределяться между его акционерами пропорционально долям, уточнял гендиректор "Почты России" Дмитрий Страшнов.

С учетом текущего убытка инфраструктурный платеж – это хорошая прибавка для "Почты России", говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. При равномерном распределении средств в среднем предприятие будет получать 7 млрд руб. в год.

Развитие "Почта банка", инфраструктурный платеж и дивиденды от дочерней компании должны стать одним из ключевых драйверов роста финансовых показателей "Почты", считает аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин. Тем не менее платеж скорее всего будет распределен по годам неравномерно и будет связан с динамикой развития сети, добавляет он. В целом даже без доходов, связанных с "Почта банком", ФГУП может самостоятельно и без госсубсидий выходить на чистую прибыль, полагает Нигматуллин.

Инфраструктурный платеж "Почта банк" проводит регулярно, говорит представитель почты, но с какими интервалами проходят эти транши, не уточняет.