выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
08.08.2016

Спустя год после того, как большая часть крупных российских сотовых ритейлеров ("МегаФон Ритейл", "ВымпелКом", "Евросеть" и "Связной") отказались от закупок гаджетов компании Samsung, единство в рядах бойкотирующих было нарушено. На минувшей неделе "ВымпелКом" возобновил закупки у корейского вендора. Высока вероятность того, что очень скоро и другие участники "необъявленной войны" последуют примеру черно-желтого собрата.

Официальным поводом к тому, чтобы летом прошлого года розничные сети "Связной" и "Евросеть" (последняя принадлежит "МегаФону" и "ВымпелКому"), а также розница "МегаФона" и "ВымпелКома" отказались от продаж устройств Samsung, стала высокая доля брака в продукции этого производителя. По крайней мере именно такую причину называл президент "Евросети" Александр Малис.

Однако настоящей причиной бойкота, по мнению аналитиков, стало то, что Samsung поддержал МТС в ценовой войне, которую этот оператор развязал в российской рознице. В прошлом году МТС расторгла контракт со "Связным", у которого поменялся акционер (ритейлер перешел от Максима Ноготкова к брату Александра Малиса - Олегу Малису). После этого МТС решила сделать акцент на развитии собственной розничной сети и снизила цены на смартфоны и другие устройства почти до себестоимости для того, чтобы привлечь в свои салоны больше покупателей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному Интернету.

В свете создавшейся ситуации крупные ритейлеры попытались добиться от Samsung более выгодных условий сотрудничества, однако не договорились с корейским вендором. В итоге, после прекращения продаж устройств Samsung в розничных сетях "МегаФона", "ВымпелКома", "Евросети" и "Связного", самым крупным продавцом смартфонов Samsung осталась розничная сеть МТС.

И вот теперь "ВымпелКом" возобновил отношения с Samsung, и гаджеты корейского вендора появились в его розничной сети. Новых условий сотрудничества стороны не раскрывают, так что предполагать, кто формально вышел победителем в этом противостоянии, не имеет смысла.

По большому счету, победителей здесь нет. Не сумев договориться, и бойкотирующие компании, и Samsung сделали хуже только себе. По оценкам некоторых аналитиков, отказавшиеся от продажи гаджетов Samsung "МегаФон", "ВымпелКом", "Евросеть" и "Связной" недополучили около 10-20% выручки и трафика. И это в тот момент, когда для операторов настали не самые лучшие времена и им жизненно необходимо как можно активнее привлекать абонентов в свои салоны.    

Что касается Samsung, то в первой половине 2016 г. на этого производителя пришелся 21% всех проданных в России смартфонов. Это всего на 0,6 процентных пункта меньше, чем годом ранее. На первый взгляд, корейский вендор и не заметил объявленного бойкота и как минимум не потерял значительно в доле на российском рынке. Но снижение доли даже в пределах 1% - не очень хороший результат для вендора. Вместо того, чтобы наращивать долю на российском рынке, Samsung из-за бойкота смог лишь удержать существующие положение. И этим воспользовались конкуренты – в первую очередь китайские производители, которые нарастили свою долю в России.

Но как объявление бойкота, так и его прекращение со стороны "ВымпелКома", а также возможное полное его прекращение в будущем к окончанию "ценовых войн", скорее всего, не приведет. Первопричина так называемых "ценовых войн" остается неизменной. Основной заинтересованной стороной на российском рынке сотового ритейла являются операторы мобильной связи: их целью является привлечение новых абонентов. А рынок мобильной связи уже давно перенасыщен, и привлекать клиентов все сложнее. В такой ситуации доходами от продаж гаджетов можно и пожертвовать, если на другой чаше весов - больше высокодоходных абонентов.   

После того, как "ВымпелКом" и Samsung договорились, бойкот со стороны других участников "заговора" теряет всяческий смысл. "МегаФон", "Евросеть" и "Связной" пока хранят молчание, но, скорее всего, они не будут долго сидеть и наблюдать, как МТС, а теперь и "ВымпелКом" получают прибыль от взаимодействия с Samsung.

Российские операторы мобильной связи, по всей видимости, очень хотели бы жить в мире, где вся экосистема, влияющая на их бизнес, подстраивается под их интересы. Однако пока получается это только с отдельными сегментами (в частности, с розницей), а попытки влиять на вендоров (по крайней мере крупных) не приносят желемого результата. Итогом становятся подобные бойкоты. И даже если предположить, что тот же "ВымпелКом" после года бойкота получил от Samsung более выгодные условия, уже никто не вернет времени, которое можно было потратить на развитие, и денег, которые недополучили все участники этой некрасивой истории.