Ксения Болецкая
03.08.2016

Выручка НТВ в 2015 г. снизилась на 20% до 16,3 млрд руб., следует из отчетности телекомпании, опубликованной в "СПАРК-Интерфаксе". Основные доходы ВГТРК (этот госхолдинг управляет конкурирующим каналом "Россия 1") снизились за тот же период на 17% до 26,6 млрд руб., следует из данных "СПАРК-Интерфакс".

Источник в ВГТРК прежде говорил "Ведомостям", что на "Россию 1" приходится большая часть доходов госхолдинга и в прошлом году доходы этого канала уменьшились. "Первый канал", "Россия 1" и НТВ – три крупнейших по аудитории канала в стране. Выручка "Первого" в 2015 г. уменьшилась на 12% до 26,5 млрд руб., его рекламные доходы снизились на 15,6%, сообщала эта телекомпания ранее.

Получается, рекламные доходы этих каналов в прошлом году падали быстрее, чем рынок в целом. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2015 г. рынок ТВ-рекламы сократился на 14% до 136,7 млрд руб. Впрочем, прежде источник в ВГТРК говорил "Ведомостям", что считает оценку АКАР по прошлому году слишком оптимистичной, он уверен, что доходы "России 1" уменьшились наравне с рынком.

Представитель ВГТРК от комментариев отказался. Представитель "Газпром-медиа" подтвердил, что данные в "СПАРК-Интерфаксе" корректны. Падение доходов НТВ быстрее, чем рынка в целом, он объясняет сокращением аудитории канала. По данным TNS, в прошлом году НТВ смотрели в среднем в день 10,7% зрителей старше 18 лет (контакты именно с этой аудиторией канал продает рекламодателям), хотя в 2014 г. таких зрителей было 11,8% (здесь и далее данные по жителям в городах России с населением более 100 000 человек). Аудитория "Первого" и "России 1" в прошлом году также уменьшилась: с 13,6 до 12,6% среди зрителей 14–49 лет и с 14,2 до 13,8% среди зрителей старше 25 лет соответственно.

В результате ТНТ, аудитория которого в прошлом году практически не изменилась, обогнал по доходам сразу СТС, "Россию 1" и НТВ и стал вторым по выручке каналом в России после "Первого", говорили прежде источники "Ведомостей", знакомые с финансовыми показателями этих каналов. ТНТ пока не опубликовал отчетность за 2015 г.

За первые шесть месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2015 г. доходы НТВ выросли, говорит представитель "Газпром-медиа", но конкретных цифр не раскрывает. При этом аудитория канала продолжает снижаться. Растет общая фрагментация ТВ-аудитории, у НТВ пока меньше премьер, чем у конкурентов, объясняет представитель "Газпром-медиа", но канал активно готовится к новому сезону и рассчитывает привлечь новую качественную аудиторию за счет премьерных проектов, которые начнут выходить в эфир осенью.

За счет "прочих" поступлений выручка ВГТРК в 2015 г. снижалась медленнее, чем основные доходы этого холдинга (минус 10% до 52,9 млрд руб.) , следует из данных "СПАРК-Интерфакса". В результате ВГТРК, которая в 2014 г. впервые за много лет получила чистый убыток (минус 2,8 млрд руб.), вновь стала прибыльной (6,3 млрд руб.). "Прочие" доходы – это прежде всего государственные субсидии, объяснил "Ведомостям" источник в холдинге, в частности на распространение сигнала в небольших населенных пунктах. В 2015 г. к "прочим" поступлениям ВГТРК отнесла доходы от продажи эфирной частоты канала "Россия 2" холдингу "Газпром-медиа" за 9,3 млрд руб., добавил он. На этой частоте "Газпром-медиа" запустила канал "Матч ТВ". Всего "прочие" поступления ВГТРК по сравнению с 2014 г. выросли почти на 11 млрд руб.