Павел Кантышев
01.08.2016

Подотчетный Минкомсвязи фонд "Росинфокоминвест" договорился о совместных с Infowаtch (группа компаний, выпускающая средства защиты от утечек информации) инвестициях в компанию "Крибрум" Игоря Ашманова, занимающуюся мониторингом и анализом соцсетей, сообщил человек, близкий к Минкомсвязи, и подтвердил собеседник, знакомый с руководством Infowatch. В ближайшие дни могут быть подписаны юридически обязывающие документы, знают они.

"Крибрум" – совместный проект основателя компании "Ашманов и партнеры" Игоря Ашманова и его жены, владелицы Infowatch Натальи Касперской. Согласно базе "СПАРК-Интерфакс" Ашманову принадлежит 45,8% "Крибрума", Касперской – 29,17%. По словам Ашманова, они с Касперской являются основными акционерами компании и еще есть три миноритария.

Ашманов подтвердил "Ведомостям" факт сделки, уточнив, что со стороны Infowatch деньги привлекаются от компании "Инфовотч групп". Раскрывать другие подробности Ашманов отказался. Касперская и гендиректор "Росинфокоминвеста" Павел Родионов отказались от комментариев.

Фонд "Росинфокоминвест" с уставным капиталом 1,45 млрд руб. был создан в 2006 г. для финансирования венчурных IT-проектов. Но за 10 лет он не сделал ни одной профильной инвестиции, а размещал деньги на банковских депозитах и направлял их на приобретение ценных бумаг.

За последний год "Росинфокоминвест" сильно изменился, говорит Родионов, назначенный на должность гендиректора в конце 2014 г. Раньше фонду мешали инвестировать ограничения, например невозможность вкладываться в ООО. Кроме того, фонд не мог купить меньше 25% компании, перечисляет Родионов. Вкупе с требованием обязательного соинвестора (который должен был вложить не меньше фонда) это означало неприемлемый для большинства компаний выкуп контрольного пакета, объясняет он. Эти ограничения накладывала форма акционерного инвестиционного фонда, от которой "Росинфокоминвест" отказался в мае этого года, пояснил Родионов. Теперь фонд трансформирован в обычное непубличное акционерное общество и находится в равных конкурентных условиях с другими участниками рынка, заключил он.

В обмен на долю в "Крибруме" фонд вложит в компанию более 150 млн руб., чуть большую сумму компания привлечет от Infowatch, знает собеседник "Ведомостей", близкий к Минкомсвязи. Точный размер будущей доли фонда ему неизвестен, но он называет ее "существенной". Привлеченные деньги, по его словам, "Крибрум" потратит на международную экспансию.

Для выхода на новый рынок надо решить две ключевые проблемы – адаптировать технологию к новому языку и выстроить канал продаж, объясняет Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям конкурирующей с "Крибрумом" компании Brand Analytics. По его оценке, решение первой из них для немецкоязычного рынка может стоить около $3 млн, а для испаноязычного – $15 млн. Оборудование для этих двух рынков обойдется в сотни тысяч долларов, считает он. А вот для англоязычного рынка только стоимость железа составит десятки миллионов долларов.