Microsoft удивил инвесторов ростом доходов от облачных услуг
На рынке облачных технологий Microsoft пока заметно отстает от Amazon.com, однако результаты недавно завершившегося квартала показывают, что корпорация успешно трансформируется из продавца лицензий на ПО в поставщика услуг по запросу.
В IV квартале продажи облачного подразделения Microsoft Azure более чем удвоились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это позволило компенсировать сокращение продаж в подразделениях, занимающихся продвижением ОС Windows и мобильных технологий.
Особенно внушительно растут продажи облачных услуг существующим корпоративным клиентам, тем, кто традиционно использовал продукты Microsoft в своих центрах обработки данных. "Они весьма активно переводят своих клиентов на облачные сервисы", – констатирует Брэд Ребак, аналитик из Nicolaus & Co.
За переход к облачным технологиям Microsoft пришлось заплатить снижением прибыльности. В прошлом корпорация продавала клиентам лицензии на ПО каждые два года и это обеспечивало высокие прибыли. При работе с облачными сервисами, предлагаемыми на основе подписки, маржа оказывается гораздо ниже. Валовая маржа Microsoft в IV квартале составила $12,64 млрд, сократившись по сравнению с прошлогодней на 14%. Финансовый директор корпорации Эми Худ в одном из интервью предположила, что и в будущем году нормы прибыли несколько снизятся.
Показатели выручки и прибыли Microsoft превзошли прогнозы. Ее достижения в области облачных технологий удивили инвесторов, и в результате на дополнительных торгах во вторник ее акции подорожали на 4%.
Переориентация бизнеса Microsoft на облака – заслуга Сатьи Наделлы, занявшего пост генерального директора два года назад. Прежний гендиректор, Стив Балмер, считал необходимым инвестировать в мобильную телефонию, а Наделла сворачивает это направление. В мае Microsoft избавился от бизнеса, приобретенного у финской Nokia. В прошлом квартале на списание этих активов корпорация истратила $1,1 млрд.
В результате выхода из Nokia и сокращения продаж компьютеров на базе Windows годовой доход Microsoft в 2016 г. снизился – впервые с 2009 г. Продажи за год сократились на 8,8% до $85,32 млрд. В подразделениях Windows и мобильной телефонии годовая выручка снизилась на 6,3% до $40,46 млрд. В IV квартале эти подразделения зафиксировали снижение продаж на 3,7% до $8,9 млрд (без учета колебаний валютных курсов снижение составило 2%). При этом продажи Windows производителям компьютеров выросли по сравнению с прошлогодними на 11%.
В подразделении Azure выручка составила $6,97 млрд, увеличившись по сравнению с прошлогодней на 4,6% (без учета колебания курсов – на 7,6%). Доход от продажи облачных сервисов Office 365 за год вырос на 54%. Худ отмечает, что сделанные ранее инвестиции в облачную инфраструктуру теперь позволяют Microsoft экономить на масштабах. "Мы много инвестировали, стремясь увеличить свою рыночную долю, расширить географию бизнеса и обеспечить клиентам первоклассную поддержку и надежность сервиса, – говорит Худ. – Мы надеемся, что в будущем масштабы этой инфраструктуры дадут нам дополнительные выгоды. Темпы роста наших капиталовложений в облака со временем замедлятся".
Чистая прибыль Microsoft в IV квартале составила $3,12 млрд, или 39 центов на акцию (прошлогодний показатель – убыток в $3,2 млрд, или 40 центов на акцию). Скорректированная прибыль без учета отложенных доходов и затрат на реструктуризацию выросла за год с 62 до 69 центов на акцию. Выручка сократилась на 7,1% до $20,61 млрд.