Джей Грин
21.07.2016

На рынке облачных технологий Microsoft пока заметно отстает от Amazon.com, однако результаты недавно завершившегося квартала показывают, что корпорация успешно трансформируется из продавца лицензий на ПО в поставщика услуг по запросу.

В IV квартале продажи облачного подразделения Microsoft Azure более чем удвоились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это позволило компенсировать сокращение продаж в подразделениях, занимающихся продвижением ОС Windows и мобильных технологий.

Особенно внушительно растут продажи облачных услуг существующим корпоративным клиентам, тем, кто традиционно использовал продукты Microsoft в своих центрах обработки данных. "Они весьма активно переводят своих клиентов на облачные сервисы", – констатирует Брэд Ребак, аналитик из Nicolaus & Co.

За переход к облачным технологиям Microsoft пришлось заплатить снижением прибыльности. В прошлом корпорация продавала клиентам лицензии на ПО каждые два года и это обеспечивало высокие прибыли. При работе с облачными сервисами, предлагаемыми на основе подписки, маржа оказывается гораздо ниже. Валовая маржа Microsoft в IV квартале составила $12,64 млрд, сократившись по сравнению с прошлогодней на 14%. Финансовый директор корпорации Эми Худ в одном из интервью предположила, что и в будущем году нормы прибыли несколько снизятся.

Показатели выручки и прибыли Microsoft превзошли прогнозы. Ее достижения в области облачных технологий удивили инвесторов, и в результате на дополнительных торгах во вторник ее акции подорожали на 4%.

Переориентация бизнеса Microsoft на облака – заслуга Сатьи Наделлы, занявшего пост генерального директора два года назад. Прежний гендиректор, Стив Балмер, считал необходимым инвестировать в мобильную телефонию, а Наделла сворачивает это направление. В мае Microsoft избавился от бизнеса, приобретенного у финской Nokia. В прошлом квартале на списание этих активов корпорация истратила $1,1 млрд.

В результате выхода из Nokia и сокращения продаж компьютеров на базе Windows годовой доход Microsoft в 2016 г. снизился – впервые с 2009 г. Продажи за год сократились на 8,8% до $85,32 млрд. В подразделениях Windows и мобильной телефонии годовая выручка снизилась на 6,3% до $40,46 млрд. В IV квартале эти подразделения зафиксировали снижение продаж на 3,7% до $8,9 млрд (без учета колебаний валютных курсов снижение составило 2%). При этом продажи Windows производителям компьютеров выросли по сравнению с прошлогодними на 11%.

В подразделении Azure выручка составила $6,97 млрд, увеличившись по сравнению с прошлогодней на 4,6% (без учета колебания курсов – на 7,6%). Доход от продажи облачных сервисов Office 365 за год вырос на 54%. Худ отмечает, что сделанные ранее инвестиции в облачную инфраструктуру теперь позволяют Microsoft экономить на масштабах. "Мы много инвестировали, стремясь увеличить свою рыночную долю, расширить географию бизнеса и обеспечить клиентам первоклассную поддержку и надежность сервиса, – говорит Худ. – Мы надеемся, что в будущем масштабы этой инфраструктуры дадут нам дополнительные выгоды. Темпы роста наших капиталовложений в облака со временем замедлятся".

Чистая прибыль Microsoft в IV квартале составила $3,12 млрд, или 39 центов на акцию (прошлогодний показатель – убыток в $3,2 млрд, или 40 центов на акцию). Скорректированная прибыль без учета отложенных доходов и затрат на реструктуризацию выросла за год с 62 до 69 центов на акцию. Выручка сократилась на 7,1% до $20,61 млрд.