© ComNews
13.07.2016

К середине июля 2016 г. Роскомнадзор совместно с правоохранительными органами изъял 7844 незарегистрированных SIM-карт. Операторы мобильной связи уверяют в законопослушности и сетуют на недобросовестных дилеров и абонентов, которые сами провоцируют продавцов продать им SIM-карту без предъявления паспорта или называют ложные данные, не предъявляя документ, удостоверяющий личность.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил вчера ComNews, что по состоянию на 12 июля 2016 г. проведено 443 мероприятия, совместно с территориальными подразделениями МВД России, по результатам которых изъято 7844 незарегистрированных SIM-карты.

Как ранее сообщала пресс-служба Роскомнадзора, за май и июнь 2016 г. было изъято 4250 незарегистрированных SIM-карт. Совместных мероприятий Роскомнадзора с правоохранительными органами за эти два месяца было проведено 392.

По состоянию на 12 июля 2016 г., по словам Вадима Ампелонского, было составлено 228 протоколов об административном правонарушении по ст.13.29 КоАП РФ (заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом) и 188 протоколов об административном правонарушении по ст.13.30 КоАП РФ (невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи). Из них в течение 2016 г. было составлено 186 протоколов по ст.13.29 КоАП РФ и 178 - по ст.13.30 КоАП РФ.

"Статистика за аналогичный период 2015 г. отсутствует. Поручение о проведении совместных профилактических мероприятий дано Роскомнадзору и МВД России 30 сентября 2015 г. - п.1.6 протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. №23", - уточнил Вадим Ампелонский.

В апреле 2016 г. глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил журналистам в кулуарах расширенного заседания коллегии ведомства о необходимости решения вопроса с продажами незарегистрированных SIM-карт (см. новость ComNews от 20 апреля 2016 г.).

Как сказал вчера Вадим Ампелонский, в целях исполнения п.1.2 и п.1.7 протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. №23 Роскомнадзор уже подготовил и направил в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ проект изменений в ФЗ-126 "О связи" и правила оказания услуг телефонной связи. "Изменения касаются установления срока начала оказания услуг связи с момента внесения сведений об абоненте в базу данных оператора связи. Также Роскомнадзор направил в Минкомсвязи проект Федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи вне стационарных торговых объектов", - отметил Вадим Ампелонский.

Операторы "большой четверки" уверяют в законопослушности и сетуют на недобросовестных дилеров и абонентов, которые сами провоцируют продавцов продать им SIM-карту без предъявления паспорта или называют ложные данные, не предъявляя документ, удостоверяющий личность.

По словам пресс-секретаря ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрия Солодовникова, незарегистрированные SIM-карты продают посредники, которые не несут никаких затрат на обслуживание абонентов и предоставление услуг связи, они зарабатывают деньги на конечных пользователях, при этом нарушая законодательство, не предоставляя никаких данных об абонентах.

"Мы активно боремся с такими организациями - на профессиональном слегне это "колхозы". Они не являются официальными дилерами МТС и не уполномочены заключать договоры от имени операторов. Подключение к тарифам с помощью таких посредников создает риски в вопросе хранения персональных данных абонентов, ограничивает в удобстве обслуживания вплоть до блокировки номера по независящим от абонента причинам. Также такие подключения влияют на качество абонентской базы с точки зрения оттока, что негативно влияет на наш бизнес", - рассказал Дмитрий Солодовников корреспонденту ComNews. 

"МегаФон" оказывает услуги связи на основании заключенных договоров: продажа SIM-карт и предоставление услуг связи происходит в соответствии с действующим законодательством. Это значит, что для заключения договора оказания услуг связи с приобретением SIM-карты необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность", - подчеркнула в беседе с ComNews руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина.

Как правило, по ее словам, продажей SIM-карт без предоставления необходимых для этого документов занимаются юридические, а не частные лица. "МегаФон", как объяснила Юлия Дорохина, заключает агентское соглашение с ритейлерами-контрагентами, на основании которого тот в свою очередь имеет право заниматься продажей SIM-карт и услуг связи.

"Для реализации контрактов наши партнеры иногда прибегают к услугам различных более мелких организаций и предпринимателей - субагентов. Бывает, к сожалению, что те относятся менее добросовестно к правилам продажи SIM-карт и заключают договоры оказания услуг связи, нарушая законодательство", - пояснила Юлия Дорохина.

Она заметила, что ритейлер несет административную ответственность за достоверность сведений об абоненте, содержащихся в заключенном им контракте. Также, добавила Юлия Дорохина, действующим законодательством запрещена реализация SIM-карт лицами, которым оператор не предоставил соответствующих полномочий напрямую или через ритейлера.

"МегаФон" - законопослушная компания, поэтому при выявлении раздачи комплектов с рук без заключения договора мы жестко штрафуем контрагента и приостанавливаем оказание услуг связи по таким номерам. Продажа нелегальных SIM-карт также влечет риски и для самого оператора, связанные с невозвратом дебиторской задолженности, которая может образоваться на лицевом счете такого клиента, мы заинтересованы в создании понятных и удобных продуктов и услуг, предотвращающих образование задолженности на счете", - заключила Юлия Дорохина.

Согласно текущему законодательству, по словам пресс-секретаря ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анны Айбашевой, дилеры обязаны передавать оператору договоры с паспортными данным абонентов (с зарегистрированными на них SIM-картами). "В нашем договоре с ними прописано, что они обязаны предоставлять достоверные паспортные данные", - подчеркнула Анна Айбашева в разговоре с корреспондентом ComNews.

Однако, к сожалению, продолжила она, попадаются недобросовестные дилеры, которые могут давать недостоверные данные - например, зарегистрировать SIM-карту на третье лицо, а не на фактического получателя SIM-карты. Анна Айбашева заверила, что "ВымпелКом" борется с такими явлениями, регулярно проводит выборочные проверки паспортных данных. "В случае если мы видим нарушение, мы штрафуем дилеров и требуем соблюдения порядка реализации SIM-карт, предусмотренного договором", - добавила Анна Айбашева.

Тем не менее, по ее словам, есть и другая сторона проблемы. "Часто абоненты сами провоцируют продавцов продать им SIM-карту без предъявления паспорта или называют ложные данные, не предъявляя паспорт. И, увы, иногда продавцы идут им навстречу. Это конечно не оправдывает продавцов, допустивших нарушение договора и законодательства", - заметила Анна Айбашева.

Пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 РТК Холдинг") Ольга Галушина отметила в беседе с ComNews, что в компании выработана система строгих регулярных проверок торговых точек, кроме того, оператор применяет серьезные штрафные санкции к недобросовестным дилерам. "Также мы активно развиваем сеть дистрибуции, наращивая количество точек", - добавила Ольга Галушина.