Полина Русяева
Елизавета Архангельская
Ирина Юзбекова
02.06.2016

Президент МТС Андрей Дубовсков спрогнозировал: в обозримом будущем услуги сотовой связи и подключения к интернету должны стать бесплатными для потребителей. Пользователи не должны "платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей", а самой компании уже "стыдно брать за это 1–1,5% от зарплаты", заявил Дубовсков. "Все, что мы даем, должно быть бесплатно", — сказал президент МТС. Он затруднился ответить на вопрос, на чем в итоге будут зарабатывать операторы "большой четверки" — МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и Tele2.

"В совсем далеком будущем, как мне видится, будет один инфраструктурный оператор, которому принадлежит "труба", в которой ходят мегабиты, а операторы будут продавать услуги тем, кто этой инфраструктурой будет пользоваться", — объясняет партнер компании Ernst&Young Михаил Романов. Крупнейшие операторы связи долгие годы инвестировали в провода и вышки — сейчас эти объекты доступны всем, часто используются компаниями совместно и больше не являются предметом конкуренции, это мировой тренд, добавляет руководитель агентства Content Review Сергей Половников.

Например, магистральной сетью нефтепроводов владеет одна компания — "Транснефть", но добывать нефть и строить небольшие участки инфраструктуры могут многие; федеральная сеть железных дорог принадлежит одним РЖД, но между собой конкурируют частные операторы подвижного состава. При этом нельзя говорить, что для абонента сама связь окажется совсем уж бесплатной: так, пассажир поезда не платит за проезд определенного количества километров по рельсам, но в цену билета заложены платежи перевозчика в пользу РЖД. Операторы, предоставляющие услуги, будут получать деньги от абонентов, а сами будут платить за аренду инфраструктуры, отметил Романов.

Правоту Дубовскова подтверждает статистика: выручка от услуг голосовой связи сокращается с 2012 года (см. график). В 2015-м операторы вовсе исчерпали возможности органического прироста абонентской базы: уровень проникновения SIM-карт вырос почти до 190% активного населения России, впервые в истории объем рынка не только не вырос, но и немного сократился — на 0,1% "год к году", следует из материалов, подготовленных стратегами "ВымпелКома".

По расчетам аналитиков "МегаФона" (на основе данных AC&M consulting), российский рынок голосовой мобильной связи сократился в 2015 году на 6,7% (примерно до 550 млрд руб.) — и это в 2,5 раза быстрее, чем в 2014-м. Телеком-рынок, по сути, перешел в стадию стагнации: по итогам 2016-го следует ожидать сокращения на 0,3%, следует из материалов, присланных "ВымпелКомом".

Сокращаются стоимость минуты разговора, мегабайта трафика (за десять лет — в 108 раз), SMS-сообщений, подчеркнул вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич.

Связь перестает стоить денег — это очевидная тенденция, согласен заместитель гендиректора по коммерции МТТ Денис Широкий. К примеру, в Таджикистане 1 мегабит стоит $60, а в России — "практически ничего уже не стоит", говорит он. По его словам, скорее всего, в среднесрочной перспективе операторы перестанут брать плату за разговор и МТТ поддерживает эту тенденцию; каждый оператор будет искать свою модель монетизации.

В 2015-м ускорилось проникновение ОТТ-сервисов (over the top — технология, позволяющая передавать контент поверх сетей провайдеров; к таким сервисам относятся, например, мессенджеры WhatsApp и Viber), а также "сопутствующая этому каннибализация голосовой выручки и выручки от SMS/MMS", говорится в отчете стратегов "ВымпелКома". Массовое распространение подобных сервисов оказывает "все более и более значительный негативный эффект на традиционные доходы операторов", сказано в отчете. Операторы связи сейчас смотрят на рынок OTT и дополнительных сервисов, поскольку видят, что у Uber, "Яндекса" и других похожих компаний получается делать высокомаржинальный бизнес, объясняет Романов.

Драйверами роста будет big data ("большие данные", массив информации) об абоненте, считает Широкий. Если вы сейчас покупаете фильмы в Apple Store, то платите интернет-магазину деньги, а он в свою очередь ничего не платит оператору, но модель поменяется: оператор будет получать деньги с владельца контента, либо операторы будут входить в долю контент-провайдеров, уверен Широкий.

Операторы связи начали активно запускать новые для них проекты — контентные, рекламные, финансовые. "МегаФон", к примеру, в конце мая 2016 года запустил собственное приложение для звонков и отправки сообщений через интернет eMotion. Сервис работает через Wi-Fi или мобильный интернет, позволяет звонить как другим пользователям eMotion, так и на любые телефонные номера: это главное отличие сервиса от существующих мессенджеров, которые позволяют разговаривать только со скачавшими приложение пользователями (например, WhatsApp и Facebook Messenger), объяснял директор по IP-сервисам компании "МегаЛабс" ("дочка" "МегаФона", которая разрабатывала приложение) Вячеслав Исайкин. Звонки через eMotion платные: 0,8 руб. за минуту разговора с абонентом "МегаФона", 1,5 руб. — на остальные номера по всему миру. Если абонент пользуется пакетным тарифом, то за звонки взимается отдельная плата, кроме того, оператор берет деньги за трафик, если абонент использует мобильный интернет, а не Wi-Fi.

Похожий сервис появился в декабре 2015-го и у МТС — МТС Connect. Звонки и сообщения в нем также платные — их стоимость соответствует тарифам абонентов, но интернет-трафик не тарифицируется. В запуск сервиса для общения МТС инвестировала более 100 млн руб. Кроме того, в начале 2016-го оператор совместно с интернет-компанией "Яндекс" запустил сервис "МТС Music", который позволяет слушать музыку в онлайн-режиме (более 20 млн композиций), скачивать треки на телефон. Само приложение бесплатно, за доступ к музыке приходится платить либо 150 руб. в месяц, либо 6 руб. в день со счета мобильного телефона (интернет-трафик при этом бесплатный). В феврале МТС запустил приложение "МТС.Книги": месячная плата за пользование каталогом в 70 тыс. книг обходится пользователям в 190 руб., ежедневная — 7 руб. Сейчас книжным сервисом пользуются около 20 тыс. активных абонентов МТС (данные "ЛитРес", в партнерстве с которыми запущен сервис).

"ВымпелКом" в августе 2015 года запустил, к примеру, новый платежный сервис "Билайн-перевод" (эквайринг осуществляет Альфа-банк). Он позволяет клиентам оператора осуществлять моментальные переводы — как с банковской карты, так и со счета мобильного телефона, отправлять деньги можно как на номера другого оператора связи, так и на карты. Минимальная сумма перевода — 10 руб., максимальная — 14,4 тыс. руб. Объем инвестиций в проект и ожидаемую доходность руководитель департамента по развитию финансовых продуктов "Билайна" Илларион Яловенко не раскрывал. При этом на презентации сервиса он говорил, что в компании рассчитывают на "миллиарды рублей" в виде переводов уже в первый год работы.

Кроме того, "ВымпелКом" стал первым из операторов, кто в октябре 2015 года ввел бесплатный безлимитный доступ к WhatsApp на своих самых популярных тарифных планах линейки "Все". Как объяснял тогда глава компании Михаил Слободин в своем Facebook, операторы "всегда смотрели на всякие там мессенджеры как на врагов, отъедающих у них значительную часть доходов", а "ВымпелКом" "решил посмотреть на это совсем по-другому".

На всех смартфонах пользователей сейчас установлены приложения, и компании начинают понимать, что недостаточно иметь сайт, нужно быть на первом или на втором экране мобильного устройства — на третьем "уже не очень хорошо", считает директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова. Любая компания будет стараться сделать мобильное приложение: уведомления, которые приходят из приложения, раздражают пользователя меньше, чем SMS, считает она. С помощью приложения можно предлагать пользователю услуги в зависимости от его местоположения, отметила Скворцова. Этот тренд приведет к тому, что "все мы будем общаться со своими клиентами через экран", добавила она.

За последние годы стоимость телекоммуникационных услуг значительно снизилась, а сами услуги стали такими же необходимыми, как, например, свет или газ, говорит представитель "МегаФона" Юлия Дорохина. Для экономии расходов абонента в компании предлагают пакетные тарифы, снижают цены на интернет-роуминг за границей. "Однако сделать услуги мобильной связи полностью бесплатными сейчас невозможно", — уверена Дорохина. "МегаФон придерживается стратегии "эффективного роста" и видит основной потенциал развития бизнеса в мобильной передаче данных и ее монетизации за счет предоставления дополнительных или новых услуг для абонентов, рассказывает она.

Для "ВымпелКома" продукт ближайшего будущего — услуги корпоративным клиентам, завязанные на знаниях операторов об абонентах. "При успешном развитии часть базовых услуг может стать бесплатной", — обещает представитель оператора Анна Айбашева.