Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
30.05.2016

Неофициальные источники все настойчивее говорят о том, что судьба "Евросети", одного из крупнейших российских сотовых ритейлеров, предрешена. "МегаФон" и "ВымпелКом", которым принадлежит по 50% "Евросети", обсуждают разделение бизнеса этого ритейлера и последующее слияние салонов "Евросети" со своими монобрендовыми сетями. Однако если раздел все же состоится, то едва ли он пройдет безболезненно. В итоге альтернативы в сотовой рознице станет меньше, а каждый из владельцев рискует не получить того, на что рассчитывает. 

У каждого из двух операторов могут быть свои мотивы, чтобы забрать половину салонов "Евросети". Непрекращающиеся слухи о продаже "ВымпелКома" наводят на мысль о том, что у этого оператора может быть цель взять долю в ритейлере. Если "ВымпелКому" достанется более 2 тысяч салонов связи, то ему удастся повысить капитализацию перед продажей.  

"МегаФон", вероятно, стремится разделить "Евросеть", чтобы избавиться от неопределенности и рисков, связанных с продажей "ВымпелКома". Логично, что "МегаФону" выгоднее сделать это сейчас, чем потом пытаться разделить "Евросеть" с новым акционером, у которого могут быть другие планы в отношении этого ритейлера.  

Разделение бизнеса "Евросети" может интересовать операторов и из соображений развития монобрендовой розницы. Задача независимого федерального ритейлера - продажа телефонов. "ВымпелКом" и "МегаФон" же больше заинтересованы в продаже абонентских контрактов. Половина из 4,5 тысячи салонов "Евросети" сможет добавить веса монобрендовой рознице "МегаФона", которая пока включает более 4 тысяи салонов, а также монобренду "ВымпелКома" с его 3,4 тысячи салонов.

Можно вспомнить, как во многих торговых центрах монобрендовые салоны операторов соседствуют с независимыми розничными сетями. Понятно желание оператора объединить два магазина в один и больше заработать на продажах с точки, которая станет единственным центром притяжения для пользователей в торговом центре. Однако процесс объединения несет в себе не только возможность заработка, но и опасности: тут важна каждая деталь. Непродуманный подход грозит потерей клиентов и сотрудников.

Одна из деталей - количество и месторасположение салонов. Остается непонятным, как операторы поделят между собой 4,5 тысячи точек "Евросети". Магазины находятся и в разных регионах, и в местах, которые могут отличаться как выгодным, так и не очень выгодным расположением. Есть основание предположить, что лакомые куски достанутся "ВымпелКому". Тут уместно вспомнить о президенте "Евросети" Александре Малисе, который в прежние годы работал в компании "Корбина Телеком", основанной им и его младшим братом Олегом Малисом.  Оба брата связаны с "ВымпелКомом" и со структурами, контролирующими этого оператора. Например, Александр Малис занимал пост директора по развитию ШПД, а Олег работал в Golden Telecom, а позже - в ООО "Альфа-Телеком" (Altimo), входящую в состав "Альфа Групп" Михаила Фридмана. В 2015 г. Олег Малис взял под контроль крупнейшего независимого сотового ритейлера в России - сеть "Связной", так что тема розницы близка обоим братьям.

После разделения "Евросети" каждый из операторов будет так или иначе сотрудничать с вендорами, которые продавали через этого ритейлера смартфоны и другие устройства. Таким образом, для вендоров раздел "Евросети" тоже означает состояние неопределенности. Допустим, производитель смартфона сможет договориться с одной из сторон и начнет продавать смартфоны в ее рознице. Но можно предположить и такой вариант развития событий, когда между "ВымпелКомом" и "МегаФоном" разразится борьба за какого-либо вендора. Кроме того, не исключен и полный отказ кого-то из вендоров сотрудничать с кем-то из этих операторов. Стоит вспомнить ценовую войну и отказ некоторых ритейлеров от продажи устройств Samsung.

Кроме того, не исключено, что какие-то вендоры, для которых "Евросеть" являлась основной точкой продажи, полностью исчезнут с российского рынка вместе с разделом "Евросети". Таким образом, владельцы "Евросети" рискуют оттолкнуть от себя часть покупателей, которые примут решение совершать покупки в интернет-магазинах, где и будут искать устройства интересующих их вендоров.

К тому же продавцы и другой многочисленный персонал, работающий в "Евросети", могут столкнуться с кадровой оптимизацией. Например, в процессе раздела некоторые магазины и вовсе могут закрыться,- например, точки с невысокой проходимостью покупателей или с менее выгодными условиями аренды. Это означает, что части сотрудников "Евросети" придется искать новую работу.

В случае непродуманного и быстрого разделения бизнеса "Евросеть" перестанет существовать, но и "МегаФон" с "ВымпелКомом" рискуют не обрести того, на что рассчитывают. В итоге каждый из них получит меньше выручки от розницы, чем сейчас получает от "Евросети". Если совладельцы ритейлера не хотят такого развития событий, им предстоит заранее продумать, как делить между собой салоны, как выстраивать отношения с вендорами и как наилучшим образом использовать кадровый потенциал "Евросети".