Валерий Кодачигов
22.04.2016

В России в I квартале 2016 г. впервые снизились доходы провайдеров платного ТВ по сравнению с предыдущим кварталом, рассказала аналитик "ТМТ консалтинга" Елена Крылова.

По ее подсчетам, снижение квартал к кварталу составило 1,9% до 17,5 млрд руб. В годовом выражении выручка продолжает расти – увеличение составило 12%, следует из отчета "ТМТ консалтинга". Январь – март – традиционно низкий сезон для рынка платного ТВ, но до сих пор, несмотря на это, выручка росла по отношению к IV кварталу предыдущего года, говорит Крылова. Так, год назад, в I квартале 2015 г., квартальный рост составил 2,6% до 15,6 млрд руб.

По словам Крыловой, большая часть падения квартальной выручки пришлась на крупнейшего в России оператора платного ТВ – Национальную спутниковую компанию ("Триколор ТВ"). По данным "ТМТ консалтинга", в I квартале 2016 г. доходы оператора сократились квартал к кварталу на 20%.

С тем, что снижение выручки платного ТВ связано главным образом с падением доходов "Триколора", согласен сотрудник одного из операторов.

Представитель "Триколор ТВ" Елизавета Капралова объясняет квартальное снижение в I квартале естественным сезонным фактором. Подобная разница из года в год фиксируется "Триколор ТВ", поскольку IV квартал – традиционно высокий сезон продаж и, соответственно, продления подписок на услуги, объясняет она. Привести пример подобного снижения Капралова затруднилась. Корректно сравнивать показатели возможно только за аналогичные периоды в разные годы, говорит она. По данным "Триколор ТВ", в I квартале 2016 г. его выручка по сравнению с аналогичным периодом в 2015 г. выросла на 32% до 3,4 млрд руб.

Снижение выручки платного ТВ Крылова связывает с усилением конкуренции на этом рынке, а также оттоком части телезрителей в бесплатные видеосервисы интернета: бесплатные онлайн-кинотеатры, на сайты телеканалов и т. д. Кроме того, часть зрителей оттягивает на себя бесплатное государственное цифровое ТВ, отмечает она.

Выручка российских операторов платного ТВ в I квартале 2016 г., по крайней мере, не выросла, утверждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Этому способствовали, в частности, разного рода промоакции операторов, предлагавших подключить ТВ бесплатно на тот или иной срок, отмечает он.

К сокращению спроса на подключения к спутниковому ТВ привел рост проникновения интернет-доступа, а точнее, GPON от "Ростелекома", рассказывал ранее "Ведомостям" Кусков. GPON-абоненты "Ростелекома" в относительно небольших региональных городах, где качественного многоканального ТВ раньше не было в принципе, становятся пользователями ТВ "Ростелекома", утверждает он. Приставку для приема IPTV можно взять в аренду, зачастую пользователи получают ее за 1 руб., а комплект приемного спутникового оборудования стоит почти 10 000 руб., объясняет Кусков.

В 2015 г. российская ежемесячная интернет-аудитория выросла на 9,2% до 80,5 млн пользователей, говорится в докладе Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в котором она ссылается на данные опросов ФОМа. В 2013 и 2014 гг. прирост составлял 7,4%, следует из материалов ассоциации. Основной прирост аудитории пришелся на небольшие города и села. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко связывал ускорение роста аудитории с увеличением доступности мобильного интернета. Аудитория мобильного интернета растет в среднем на 30% быстрее, чем фиксированного, говорил он. По словам Плуготаренко, свою роль играет и программа ликвидации цифрового неравенства, которую с 2014 г. по контракту с государством выполняет "Ростелеком".

Представитель МТС Дмитрий Солодовников связывает снижение доходов провайдеров платного ТВ с демпингом отдельных крупных операторов в регионах, следуя за которыми другие провайдеры должны снижать цены. Конкретных компаний он не называет. Снижение ими цен никак не влияет на их долю на рынке, но при этом ведет к общему сокращению выручки от услуг платного ТВ и сужению инвестиционных возможностей операторов, сетует Солодовников.

"Ростелеком" представит итоги I квартала 2016 г. в мае. Компания ждет увеличения выручки от услуг платного ТВ как квартал к кварталу, так и год к году, говорит ее представитель Валерий Костарев. База подписчиков платного ТВ стабильно растет: за 2015 г. она увеличилась на 9% до 8,6 млн домохозяйств, напоминает он. Средний ежемесячный доход с абонента (ARPU) в этом сегменте в 2015 г. вырос по сравнению с 2014 г. на 21,5% до 181 руб., что выше, чем у спутниковых операторов, говорит Костарев. Динамика ARPU обусловлена опережающим ростом абонентской базы в сегменте интернет-ТВ – она увеличилась в прошлом году на 27% до 3,4 млн домохозяйств, отмечает он.