"Ростелеком": вверх и вниз
За IV квартал 2015 г. выручка "Ростелекома" по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросла на 3%, до 81 млрд руб. Однако за весь 2015 г. выручка компании незначительно сократилась и составила 297,4 млрд руб.
Выручка ПАО "Ростелеком" за IV кв. прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросла на 3%, до 81 млрд руб.
Выручка "Ростелекома" от сегмента широкополосного доступа в Интернет (ШПД) за IV кв. прошлого года выросла на 5% и составила 16,4 млрд руб. Доход компании от услуги платного телевидения за отчетный период составил 5,1 млрд руб., что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Выручка оператора от оптовых услуг (аренда каналов, присоединение и пропуск трафика, VPN, аренда и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры) выросла на 12%, до 22,9 млрд руб. Доход "Ростелекома" от дополнительных и облачных услуг за IV кв. прошлого года вырос на 26% и составил 5,7 млрд руб. Выручка компании от прочих нетелекоммуникационных услуг за отчетный период составила 2,6 млрд руб., что на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Примечательно, что в структуре выручки "Ростелекома" в разбивке по клиентам за IV кв. 2015 г. частные пользователи принесли оператору 33,5 млрд руб., что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2014 г., корпоративные клиенты - 14,7 млрд руб. (на 4% ниже показателя 2014 г.). В то же время клиенты из государственного сектора принесли "Ростелекому" 16,5 млрд руб., что на 12% больше, нежели в IV кв. 2014 г., а операторы связи - 17,1 млрд руб. - на 10% выше показателя 2014 г.
Абонентская база "Ростелекома" по услуге ШПД за IV кв. прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросла на 4%, до 11,6 млн абонентов (из них 10,9 млн приходится на частных пользователей, а 700 тыс. - на корпоративных клиентов). Количество абонентов компании по платному телевидению за отчетный период выросло на 8%, до 8,6 млн домохозяйств. Абонентская база "Ростелекома" по местной телефонной связи за IV кв. прошлого года, наоборот, снизилась на 9%, до 22,1 млн абонентов.
Чистая прибыль "Ростелекома" за отчетный период составила 4,1 млрд руб., когда за аналогичный период 2014 г. по этому показателю у компании был убыток в размере в 2 млрд руб. Показатель OIBDA за IV кв. прошлого года достиг 25,8 млрд руб., что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Рентабельность по OIBDA составила 31,9%, когда за аналогичный период 2014 г. она составляла 31,6%.
Капитальные вложения "Ростелекома" за IV кв. прошлого года составили 19,3 млрд руб. (23,9% от выручки), уменьшившись на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Чистый долг, как уверяют в "Ростелекоме", изменился незначительно с начала года и составил 173,7 млрд руб., или 1,7x показателя чистый долг/OIBDA.
За IV кв. прошлого года выручка "Ростелекома" выросла почти по всем сегментам. Исключение составили сервисы фиксированной телефонии (выручка снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 11%, до 23,9 млрд руб.) и прочие телекоммуникационные услуги (доход по ним снизился на 21%, до 4,1 млрд руб.).
По мнению аналитика ИК "Премьер" Ильи Балакирева, IV кв. прошлого года в целом был лучше провального аналогичного периода 2014 г., но слабее предыдущего квартала.
За весь 2015 г. выручка "Ростелекома" по сравнению с 2014 г. сократилась на 0,5% и составила 297,3 млрд руб. Доход компании от услуги ШПД за 2015 г. вырос на 6%, до 63,8 млрд руб. От услуги платного телевидения выручка выросла на 27% и составила 19,3 млрд руб. Доходы "Ростелекома" от фиксированной телефонии за прошлый год составили 99,1 млрд руб., что на 10% меньше по сравнению с 2014 г. Выручка оператора от оптовых услуг за 2015 г. выросла на 1% и составила 79 млрд руб. Доход компании от дополнительных и облачных услуг за отчетный период вырос на 18%, до 13,4 млрд руб. Выручка "Ростелекома" от прочих телекоммуникационных услуг, напротив, за прошлый год сократилась на 12% и составила 14,4 млрд руб. Доход компании от прочих нетелекоммуникационных услуг вырос на 3%, до 8 млрд руб.
В структуре выручки "Ростелекома" в разбивке по клиентам за 2015 г. частные пользователи принесли оператору 134,4 млрд руб., что на 1% меньше, чем в 2014 г., корпоративные клиенты - 54,5 млрд руб. (на 2% ниже показателя 2014 г.), операторы связи - 57,3 млрд руб. - на 1% ниже показателя 2014 г. Клиенты из государственного сектора принесли "Ростелекому" 50,9 млрд руб., что на 4% больше, нежели в 2014 г.
Чистая прибыль "Ростелекома" за 2015 г. выросла на 9%, до 14,3 млрд руб. "Мы могли иметь показатель чистой прибыли на 6 млрд руб. больше, если бы не запуск Tele2 ("Ростелеком" является одним из акционеров этой компании - Прим. ComNews) сетей 3G и LTE и не валютные колебания на рынке", - заметил старший вице-президент - финансовый директор "Ростелекома" Кай-Уве Мельхорн.
При этом, как заметил Илья Балакирев, рыночная доля Tele2 по итогам 2015 г., как сообщили в "Ростелекоме", составила 14% (было 15% в 2014 г.). "Это неприятная новость для инвесторов, тем более учитывая громкий запуск московской сети Tele2", - добавил в беседе с ComNews Илья Балакирев.
Показатель OIBDA компании за прошлый год по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизился на 2% и составил 100,8 млрд руб. Рентабельность по OIBDA компании составила 33,9%, когда за 2014 г. она составляла 34,3%. Капитальные вложения "Ростелекома" за прошлый год достигли 62,7 млрд руб. (21,1% от выручки), увеличившись на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (53,8 млрд и 18% от выручки). Капитальные вложения без учета проекта устранения цифрового неравенства составили 59,5 млрд руб., или 20%. Чистый долг "Ростелекома" за прошлый год увеличился на 1%, до 173,6 млрд руб.
"2015 г. был насыщен множеством событий, которые позволили нам уверенно продвинуться в реализации нашей стратегии. Мы практически закончили модернизацию последней мили, построив оптические сети доступа почти до 31 млн домохозяйств, - тем самым компания завершила основной объем работ по проекту, которой требовал значительных капитальных затрат. Мы вывели на рынок наш первый коробочный продукт ОТТ "Интерактивное ТВ 2.0", который позволил нам шагнуть за пределы собственный сети и обеспечил возможность доступа к нашему контентному предложению всем желающим независимо от того, услугами какого интернет-провайдера они пользуются. Также крайне важно - за счет новых стандартов обслуживания мы заметно повысили качество клиентского сервиса", - отметил президент "Ростелекома" Сергей Калугин.
По его словам, совет директоров "Ростелекома" в конце прошлого года принял изменения в стратегию компании, и теперь оператор будет активнее двигаться в новые, быстрорастущие сегменты - дата-центры, облачные сервисы, ОТТ-видео, геоданные и промышленный Интернет.
"В минувшем году мы сделали ряд шагов по улучшению инвестиционного кейса компании. В декабре мы представили инвестиционному сообществу наши достижения и планы развития компании до 2020 г. Мы перешли на новую, прогрессивную и амбициозную дивидендную политику, позволяющую нашим акционерам получать не менее 75% свободного денежного потока, но не менее 45 млрд руб. совокупно за три года", - заметил Сергей Калугин.
Финансовые и операционные итоги 2015 г., как сказал Кай-Уве Мельхорн, свидетельствуют о том, что "Ростелеком" смог многого добиться. "За весь 2015 г. мы значительно нарастили доходы цифрового сегмента, увеличив его долю до 40% в выручке, многое сделали в части сокращения затрат, смогли увеличить чистую прибыль и сгенерировать значительный денежный поток, размер которого составил 22 млрд руб. В результате мы выполнили наш прогноз на 2015 г. по всем основным показателям: по выручке, инвестициям, а также по OIBDA margin, где удалось приблизиться к верхней границе диапазона", - отметил Кай-Уве Мельхорн.
По его словам, в "Ростелекоме" ожидают, что в 2016 г. выручка компании вырастет на 1-2%, OIBDA останется на уровне 2015 г., а капитальные затраты составят менее 19% от выручки (без учета проекта устранения цифрового неравенства).
Что касается дальнейших перспектив, продолжил Сергей Калугин, то "Ростелеком" будет продолжать развивать бизнес, следуя запросам рынка и потребностям клиентов, предлагая новые цифровые сервисы и продукты. "В 2016 г. планируем выйти с предложением 4-Play в национальном масштабе. Мы также продолжим внутреннюю трансформацию, будем внедрять новые инструменты управления, успешно используемые передовыми компаниями, начнем выстраивать производственную систему "Ростелекома", - рассказал Сергей Калугин.
По его словам, фокус компании остается на повышении внутренней эффективности и внедрении инновационных решений в развитии бизнеса, продвижении современных цифровых продуктов и платформ. "Это позволит нам стать по-настоящему сервисной компанией, в центре внимания которой находится клиент и его потребности. Все это будет способствовать росту фундаментальной стоимости "Ростелекома" и максимизации свободного денежного потока, большую часть которого компания планирует направлять на дивидендные выплаты своим акционерам", - заключил Сергей Калугин.