Vimpelcom Ltd. собирается сменить название
О том, что Vimpelcom Ltd. намерен сменить название, "Ведомостям" рассказали два человека, близких к холдингу. Оба говорят, что это должно произойти к концу этого – началу следующего года.
По словам первого собеседника "Ведомостей", решение зрело давно: компания хотела уйти от ассоциации с российским "Вымпелкомом". "Очень часто возникает путаница в общении с инвесторами, хотелось уйти от этого названия", – объясняет он. По словам другого, новое название еще не выбрано, но должно будет отражать новую стратегию Vimpelcom Ltd., ориентированную на развитие digital продуктов. Бренды операционных компаний не будут меняться, знает он. О том, что локальные потребительские бренды операционных компаний Vimpelcom Ltd. это действие не затронет, знает еще один человек, близкий к холдингу.
Vimpelcom Ltd. появился в 2009 г. в результате примирения двух конфликтовавших акционеров российского "Вымпелкома" – норвежской компании Telenor и российской "дочки" "Альфа-групп" – Altimo (управляла телекомактивами Михаила Фридмана, сейчас эта функция перешла к фонду LetterOne Technology). Тогда "Альфа-групп" и норвежская Telenor договорились о создании компании Vimpelcom Ltd., в которую вошли российский "Вымпелком" и украинский "Киевстар". В 2010 г. стало известно, что Vimpelcom Ltd. намерен стать глобальной компанией: он объявил о приобретении у египетского миллиардера Нагиба Савириса и его семьи 100% итальянского сотового оператора Wind и 51% египетской Orascom Telecom Holding, контролирующей операторов в Африке и Азии.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин связывает желание Vimpelcom Ltd. уйти от старого названия с узбекским скандалом. У инвесторов, говорит он, плохая память и этот имиджевый прием вполне может сработать.
В 2014 г. Vimpelcom Ltd. оказался замешан в крупном коррупционном скандале: компания объявила, что в ее отношении ведется расследование американскими регуляторами и нидерландскими следственными органами – она подозревалась в даче взятки высокопоставленным лицам Узбекистана для получения лицензии на местном рынке связи. Расследование продолжалось почти два года и закончилось соглашением с американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC), минюстом США и прокуратурой Нидерландов об урегулировании претензий. Vimpelcom предстоит заплатить $795 млн в качестве штрафа и возврата доходов, полученных от незаконных сделок. $167,5 млн причитается SEC, $230,1 млн – минюсту США, $397,5 млн – властям Нидерландов. Компания заблаговременно, еще в ноябре 2015 г., зарезервировала $900 млн под вероятные штрафы по "узбекскому делу".
Vimpelcom Ltd. был не единственным фигурантом "узбекского дела" – взятки, по мнению SEC, давали и другие операторы, работающие в этой стране: российская МТС и шведско-финская TeliaSonera. Именно с TeliaSonera начался узбекский скандал: в 2012 г. шведское телевидение обвинило ее в уплате $320 млн компании Takilant, связанной с окружением дочери президента страны Гульнары Каримовой. TeliaSonera не признавала вину, но тоже озаботилась сменой названия: 7 марта она сообщила, что предложила акционерам сменить название на Telia Company, они должны принять решение 12 апреля. Это название, говорится на сайте оператора, отражает и визуализирует новую стратегию "телекомкомпании нового поколения".
Аналитик "Уралсиба" Константин Белов не считает, что причина смены бренда – коррупционный скандал. Инвесторы – не потребители, они более подкованы, интересуются историей компании. Белов связывает возможное переименование с корпоративными изменениями – продажей компании в Алжире и созданием СП в Италии.
Сделка по слиянию "дочки" Vimpelcom Ltd. в Италии Wind Telecomunicazioni с "дочкой" Hutchison – в процессе получения регуляторных разрешений. Предполагается, что третий и четвертый операторы Италии объединятся и Vimpelcom и Hutchison будут владеть СП на паритетной основе.
Аналитик Газпромбанка Сергей Васин также считает, что ребрендинг холдинговой компании может быть связан с переориентацией Vimpelcom Ltd. Сделка в Италии ознаменует новый период для компании: Vimpelcom возвращается в фокус развивающихся рынков, полагает Васин.