Олег Синча Хобби


Одолеть Д‘Артаньяна


Vasilyev

 Мастера спорта не бывают бывшими. Генеральный директор ЗАО "АМТ" Валерий Васильев, несмотря на плотный рабочий график, находит время не только для тренировок, но и продолжает участвовать в соревнованиях. В 2004 году он стал вице-чемпионом России по фехтованию на шпаге в своей возрастной категории.

Когда речь заходит о фехтовании, то ум рисует картинки старого Парижа, антуражи галантных времен и беспокойных героев Александра Дюма. Несомненно, это лишь клише, навязанные массовой культурой, - ведь сложно найти человека, который не читал романов "Учитель фехтования" или "Три мушкетера". Ну, а уж если кто и не прочитал о приключениях Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна, то вряд ли найдется хоть один россиянин, который не видел романтической картины Георгия Юнгвальд-Хилькевича.



Учитель фехтования



Автор этой заметки помнит, как ребятам, у которых были рапиры или шпаги для спортивного фехтования, завидовал весь двор. Владельцы спортинвентаря в моменты массового увлечения мушкетерами становились важными, как китайские мандарины. А уж если кому из соседских ребят посчастливилось посещать секцию фехтования, то его почитали героем. И засыпали наивными вопросами, вроде: "Кто победит, мушкетер или пират?" или "А со сколькими гвардейцами кардинала ты бы сумел справиться?".


Валерий Васильев учился в третьем классе, когда принял решение заняться фехтованием. Виталий Ляшенко (так звали первого тренера) сам был пятиборцем, но детям решил преподавать именно фехтование. До восьмого класса Валерий Васильев занимался факультативно, так сказать, осваивал азы. Однако к восьмому классу подросток почувствовал, что его потенциал не может быть реализован в формате занятий после уроков. Валерий принял решение больше времени уделять тренировкам и поступил в спортшколу-интернат.


Жизнь в интернате не сахар: жесткий режим, три тренировки в день, постоянные соревнования. Но если любишь то, чем занимаешься, то в молодые годы подобные нагрузки только в радость. За годы, проведенные в спортшколе, Валерий Васильев заслужил звание мастера спорта, был членом фехтовальной сборной Москвы, членом сборной центрального совета "Динамо". Однако профессиональные занятия спортом убедили юношу в том, что карьера тренера - это не для него. И Валерий Васильев, несмотря на то, что как мастер спорта имел возможность поступить в Институт физической культуры (ГЦОЛИФК) без экзаменов, решил подать документы в Институт связи. Впрочем, занятия профессиональным фехтованием он бросать не стал. До третьего курса Валерий регулярно посещал тренировки и участвовал в соревнованиях.



Главное оружие



Когда Валерий Васильев со значком мастера спорта по фехтованию приходил на институтские экзамены и зачеты, то преподаватели не могли удержаться от наивных вопросов. "Часто спрашивали, сможет ли д'Артаньян победить мастера спорта", - вспоминает генеральный директор ЗАО "АМТ". По убеждению Валерия, у мастера спорта по фехтованию очень мало шансов выйти живым из схватки с мастером клинка минувших времен. Мастер спорта уверен, что виртуозность владения клинком была выше во времена, когда за поражение в схватке платить приходилось жизнью. Впрочем, любой вопрос о том, кто сильнее - из числа детских, поэтому требует однозначного ответа. В жизни все куда сложнее. Очевидно, на овладение шпагой дворяне XVII-XVIII веков тратили уйму времени, и стимулы оттачивать мастерство у них были куда серьезнее, чем у нынешних спортсменов.


Фехтование совершенно утратило прикладное значение, в нынешнем виде оно ближе к живописи и шахматам, нежели к рыцарскому поединку на мечах. Современный спортивный поединок имеет мало общего с дуэлями минувших столетий. И кто теперь поверит, что именно смертельные схватки испанских, итальянских или французских дворян положили начало этому изящному виду спорта? Первые трактаты по искусству фехтования принадлежат испанским мастерам XV века, здесь же зародилась и практика дуэлей. Практика, которая затем была воспринята и усовершенствована итальянскими и французскими фехтовальщиками. И дуэли, надо сказать, имели мало общего со спортом. Однако высокая опасность летального исхода вынудила преподавателей фехтования искать способы обезопасить учеников. В результате процесс обучения стал приобретать черты спортивности. Сначала для удобства были разработаны более легкие рапиры, управляться с которыми юному дворянину было проще. Затем, чтобы обезопасить практикующих, французские мастера создали маску и стали использовать защитный наконечник. В конце концов фехтование окончательно выродилось в спорт, а на волне усовершенствований и вовсе стало электронным (теперь при уколах замыкаются контакты и зажигаются лампочки).


Подобная модернизация сказалась на технике поединков. Для непосвященного зрителя спортивное фехтование непонятно: подшаги, выпады, уколы, крики, победно вскинутые руки (часто обоих соперников). А опытный глаз мастера читает поединок, точно книгу. И конечно, опытный фехтовальщик знает, чем поединок на шпаге отличается от схваток на рапирах или саблях. Например, если шпагой можно колоть в любую часть тела (кроме затылка), то рапирой уколы наносят только в куртку, саблей же разрешено не только колоть, но и рубить. Впрочем, по словам Валерия Васильева, несмотря на разницу в тактических приемах боя, главная задача, которую решает "современный д'Артаньян", - это правильный выбор дистанции. "Своя дистанция" дает тактическое преимущество в поединке. "Современное фехтование не очень зрелищный вид спорта. Спортивный бой сродни партии в шахматы, каждый ход приходится просчитывать в уме, а сама боевая фаза обычно занимает несколько секунд, не более", - поясняет Валерий Васильев.



Верная дорожка



Как уже было сказано, Валерий Васильев в институтские годы оставил профессиональный спорт. Но разве можно вычеркнуть из жизни то, чему посвящено более 10 лет жизни? Поэтому, когда ему предложили заняться ветеранским фехтованием, Валерий согласился. "Вернулся я к фехтованию, когда мне стукнуло сорок лет. Это нижняя планка для занятий так называемым ветеранским спортом", - говорит генеральный директор ЗАО "АМТ". За возвращение к шпаге Валерий Васильев благодарит председателя Фонда поддержки юношеского и ветеранского фехтования Татьяну Бахвалову, которая его "затащила" на ветеранскую дорожку.


"Конечно, передо мной не стоит задача становиться чемпионом мира или России. Основная задача, которую я решал, возвращаясь на дорожку, - поддержка физической формы", - говорит Валерий Васильев и признается, что монотонно бегать по улице или преодолевать бассейн от бортика до бортика ему было бы просто неинтересно. А вот дорожка для поединков - это как раз то что надо. Тем более, что, по уверению гендиректора ЗАО "АМТ", возникает приятное ощущение дежа-вю. "Мне никогда в юные годы не удавалось стать вице-чемпионом, а на открытом чемпионате России среди ветеранов в 2004 году я стал серебряным призером", - сообщает Валерий Васильев.


Но если кто-то наивно полагает, что ветеранское фехтование сродни размахиванию сачком или помахиванию веером - пусть попробует поиграть в пинг-понг в телогрейке. Спортивная форма фехтовальщика - одежда плотная и тяжелая. И надо действительно иметь крепкое здоровье, чтобы "отпрыгать" в ней поединок - для выхода на дорожку одной благородной осанки мало. Поэтому ветераны, прежде чем скрестить шпаги, подписывают бумагу, подтверждающую, что они отдают себе отчет в том, что бой это не прогулка по осеннему парку.


"Я дерусь, потому что дерусь", - говорил герой Александра Дюма. И для Валерия Васильева фехтование это не просто хобби, но образ жизни. И, видимо, на дорожку он выходит не только для того, чтобы поддерживать физическую форму, но и потому, что без поединка мастер спорта по фехтованию не представляет жизни.