Стандарт Круглый стол


Призрачные стандарты

О перспективах внедрения IMS (IP Multimedia Subsystem) - стандартов и технологий, стирающих для абонентов грань между разнородными сетями связи, операторы рассуждают не первый год. Связисты осознают, что развитие IMS радикально меняет традиционные бизнес-модели. Если сейчас операторов больше всего волнует надежность сетей и количество дополнительных услуг, то по мере распространения IMS на первый план выйдет доступность сервисов в самых разнообразных технологических средах. При этом участники рынка пока не представляют себе, как зарабатывать на IMS деньги и строить на его основе бизнес-кейсы.



СТАНДАРТ: Готовясь к круглому столу "Перспективы внедрения IMS (IP Multimedia Subsystem) в России", мы столкнулись с тем, что не получили единообразного понимания термина IMS. Что представляет собой IMS в вашем понимании?


Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса ООО "МФИ Софт": Для меня аббревиатура IMS имеет тройственное значение. Первая плоскость, с которой я связываю IMS, - маркетинговая. Сегодня эта аббревиатура играет практически ту же роль, что пять-шесть лет назад NGN - светлое будущее телекоммуникационного сообщества, где мы окажемся независимо от того, хотим этого или нет. Такова магистраль развития бизнеса.


Вторая плоскость - IMS как концепция. Она отражает то обстоятельство, что в мире IP-сетей и технологий транспортная сеть оказалась отделена от предоставления услуг. И третья - это конкретная архитектура, набор функциональных элементов, стандартов, протоколов и интерфейсов. И поэтому говорить об IMS нужно обязательно указывая, в какой из этих трех плоскостей сейчас ведется обсуждение.


Вячеслав Седых, технический директор ЗАО "МПО Классика":  IMS - прежде всего маркетинговый термин, концепция, которая стремится стереть грань между видами связи, например, мобильной или фиксированной. Это концепция, благодаря которой операторы могут легко интегрироваться между собой и с поставщиками услуг и контента. Ее задача - предоставить услугу конечному абоненту в любом месте, независимо от типа подключения.


Дмитрий Чурбанов, эксперт по прикладным решениям компании Alcatel-Lucent в странах СНГ: IMS - открытая мультимедийная архитектура для доставки услуг в мобильных и фиксированных сетях, разработана 3GPP (3rd Generation Partnership Project) для мобильных сетей и адаптирована для фиксированных сетей ETSI TISPAN. Архитектура была разработана для быстрого внедрения и доставки любых услуг на базе протокола SIP (мультимедиа, конвергентные и т. д.).


IMS - единственная стандартизованная система на базе протокола SIP в международных организациях 3GPP и ETSI. Все остальные решения, разрабатываемые вне концепции IMS на базе SIP, являются частными и реализуются компаниями и производителями в рамках собственного видения развития ситуации, а не на основе перечня стандартов, утверждаемых мировыми институтами стандартизации. При этом неправильно противопоставлять IMS и NGN. По сути дела IMS - это усовершенствованный и стандартизованный NGN. IMS обязательно реализуется поверх решения NGN, которое используется как часть инфраструктуры для доставки услуг. IMS вводит дополнительные элементы, которые усовершенствуют и расширяют возможности NGN, например, централизованная база данных профилей абонентов (HSS).


Вячеслав Седых: Соответственно, если оператор выбирает IMS-развитие, он подчиняется набору стандартов. В будущем это гарантирует ему легкую интеграцию любой транспортной инфраструктуры и сервисов как внутри собственной сети, так и с сетями других операторов.


Владислав Огай, руководитель отдела по подготовке тендерных предложений в области мультисервисных сетей связи компании Alcatel-Lucent в странах СНГ:  IMS - это слияние традиционного телекоммуникационного мира и IT-технологий, в первую очередь, мультимедиа и интернет-услуг. Конкуренция между традиционными операторами и сервис-провайдерами усиливается, сервис-провайдеры идут в "классический" телекоммуникационный бизнес и наоборот. Это приводит к тому, что традиционные операторы все больше расширяют бизнес в сторону IT и Интернета - конечным этапом развития IMS должна стать полная интеграция сервисов на базе традиционных технологий связи и новых мультимедийных решений.


Евгений Духовный, старший менеджер департамента маркетинга Huawei Technologies: Я бы сказал, что IMS - это инструмент, который дает возможность оператору на фоне обостряющейся конкуренции удерживать абонента, задействуя для предоставления услуг один универсальный терминал.


Константин Бондарь, исполнительный директор ЗАО "ИнкомТел ТГ":  Наша компания с технологией VOIP (Voice over Internet Protocol) работает с 1997 года. Сейчас мы рассуждаем об операторах, технологиях, стандартах, но забываем об абоненте. Клиент не должен оплачивать десятки счетов разных операторов, работающих в разных сегментах рынка. Ему интереснее получить пакет услуг, и при этом не переплачивать, как сейчас за роуминг в сотовых сетях. Для этого у клиента должен появиться единый ID-оператор, который сможет обеспечить взаимодействие абонента с самыми разными провайдерами услуг. Необходимо обеспечить обмен биллинговой информацией в режиме онлайн для доступа клиента к услугам сторонних провайдеров - IMS должен стать инструментом для оказания услуг в любой сети доступа. Провайдеры должны сформировать тарифные планы на свои услуги для сторонних клиентов, открытые для всех участников рынка.


Наталья Афанасьева, генеральный директор EZSolutionS LLC: Я бы сказала, что IMS - это путь оптимизации расходов и доходов как оператора, так и провайдера услуги.


Сергей Горьков, руководитель Центра мобильных решений BCC: IMS - это одна из концепций, переход на которую, как считается, позволит в сжатые сроки на инфраструктурном уровне реализовать множество новых услуг. О перспективах этой концепции можно спорить до хрипоты, причем аргументы как оптимистов, так и пессимистов будут одинаково убедительными. Но совершенно очевидно другое. Во-первых, темпы роста объемов потребления в нашей стране просто феноменальные - 30-40% в год. При этом спрос смещается в сторону товаров и услуг с лучшими потребительскими качествами. Это оказывает самое непосредственное влияние не только на количественное, но и на качественное развитие рынка телекоммуникаций и смежных рынков и формирует спрос на принципиально новые виды услуг.


Во-вторых, бизнес-модель предоставления новых услуг принципиально отличается от таковой для традиционных голосовых услуг, а в их оказании участвуют не только телекоммуникационные компании, но и сторонние разработчики, поставщики сервисов и контента, контент-агрегаторы и многие другие. Организация их взаимодействия, в том числе на технологическом уровне - это тот самый вопрос, который стоит на повестке дня. Так или иначе, но он будет решен. А какова будет аббревиатура для этого решения - покажет ближайшее будущее.


Дмитрий Гуркин, советник генерального директора ЗАО "Синтерра" по новым технологиям: Отвечая на вопрос, что такое IMS, я бы сказал, что это - концепция. Но вместе с тем IMS - маркетинговая уловка производителей оборудования, на которую операторы, тем не менее, попадаются. Впрочем, на то есть причины. Вспомним технологию ISDN (Integrated Services Digital Network), которая по сути своей оказалась тупиковой, не оправдав надежд телекоммуникационного сообщества. Несмотря на это, операторы, которые ее внедрили, до сих пор прекрасно себя чувствуют, доступны решения по организации полноценного взаимодействия инфраструктуры сетей ISDN со всеми новыми технологическими решениями, в том числе с элементами IMS.


Поэтому я бы сказал, что IMS как концепция используется операторами для снижения стратегических рисков при выборе путей технического развития. И в этом качестве операторам она действительно нужна. Здесь есть стандартизация способов взаимодействия между элементами сети, стандартные стыки, четкое разграничение различных элементов по логическим уровням. При составлении стратегических планов такая концепция очень удобна. Тем не менее IMS больше маркетинговая игра, нежели концепция, нацеленная на удовлетворение реальных нужд телекома.


Алексей Рокотян, первый заместитель генерального директора ООО "Норильск-Телеком": Игорь Масленников в самом начале мероприятия заметил, что транспортная составляющая сегодня отделена от услуг. Я убежден, что это разделение принципиально и что оно должно существовать и в бизнес-кейсах компаний. IMS - это мостик между двумя совершенно разными моделями ведения бизнеса. Для того чтобы клиент получил сервис, соответствующую информацию нужно передать. Для этого необходим стандартизованный набор сеансов связи, обеспечивающий различные виды передачи: от простейшей передачи данных до голоса и видеопотоков в режиме multicast. Этот стандартный набор сеансов нужно суметь организовать поверх любых транспортных сетей, а уже потом на их базе будут разворачиваться услуги. Вот если IMS решает такую задачу, значит это нужная концепция.


Светлана Скворцова, старший менеджер по маркетингу и развитию бизнеса "Эрикссон" в Восточной Европе и Центральной Азии: Я хотела ответить на вопрос: решит ли IMS эту задачу? Ответ положительный. В частности, если мы будем говорить что IMS - это семейство стандартов, то в них включены так называемые communications-сервисы, то есть группы сервисов, которые призваны создать мостик между уровнем транспорта и уровнем предоставления услуг. Они вполне конкретно описаны. Первая группа - это возможность установления сеансов multimedia между двумя абонентами: видео, аудио и др. Вторая - различного рода сообщения, третья - полудуплексные сервисы типа Push-to-Talk, четвертая - набор сервисов, связанных с созданием профилей абонентов, например: локация, статус, присутствие и др. Это уже готовый инструментарий для работы. Почему у нас мало кто понимает, что такое IMS? Потому что коммерческие внедрения пока реализованы лишь на том или ином communication-сервисе, а основная ценность IMS - возможность комбинировать их в многообразные сервисы более высокого уровня. Это потенциально огромный рынок инноваций и приложений со стандартными интерфейсами к операторским сетям.


Евгений Духовный: Кроме того, следует помнить, что IMS - единственная полностью стандартизованная архитектура, в которой прописана функциональность всех элементов, а также интерфейсы взаимодействия.


Вячеслав Седых: Поддержка стандартов IMS-концепции позволяет оператору решать вопросы быстрого формирования и распространения услуг. Например, если компания пошла по пути IMS, она становится интересна для виртуальных операторов, а это - один из самых эффективных каналов продаж в ближайшей перспективе. Если же сеть построена не в соответствии с концепцией, трудно будет стыковаться с другими операторами, что приведет к потере масштабируемости и гибкости при дальнейшем развитии.


Дмитрий Чурбанов: IMS действительно кардинально изменяет бизнес-модель предоставления услуг. Цепочка выведения сервисов на рынок становится более разветвленной. Посмотрите, как сейчас меняются бизнес-процессы, на рынке появляется много новых участников. Поэтому необходимы совместная проработка и усилия как производителей, так и операторов, а также всех остальных участников цепочки, поскольку любой элемент в ней может дать сбой в продвижении услуг.


Андрей Петренко, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ Dialogic: C моей точки зрения, IMS - это набор стандартов. Почему большинство операторов не торопятся внедрять IMS прямо сейчас? Идея присутствия IP-протокола внутри абонентского терминала полностью разделяет транспорт и бизнес в аспекте адресации и коммутации услуги. Адресация (наличие телефонного номера) - ключевой момент для любого классического оператора, она гарантирует предоставление коммутационной услуги именно через сеть того оператора, который распоряжается адресной емкостью. Это одна из главных проблем бизнеса, ведь суть IMS - IP. Я, как пользователь, имея IP-подключение, могу выбирать - какой именно оператор будет коммутировать мои звонки и какую адресацию (коммутацию) услуги я задействую в тот или иной момент. Абонент получает возможность быть пользователем нескольких сетей одновременно и мигрировать от одного оператора к другому, руководствуясь стоимостью и качеством сервиса.


Денис Бадретдинов, директор департамента стратегического развития сети ОАО "Комстар - ОТС": Пока одни рассуждают о том, что такое IMS, а другие - нужен этот стандарт или нет, мы в рамках группы компаний "Комстар - ОТС" уже начали внедрять это решение. В частности, 29 февраля 2008 года совет директоров ОАО "Комстар - ОТС" принял решение создать в Москве первую тестовую зону IMS, и результаты ее работы будут известны уже в сентябре этого года.


Во всем мире операторы стремятся захватить нишу сервисов, и "Комстар - ОТС" здесь не сильно отличается от других. Как известно, сеть МГТС, которая входит в группу "Комстар - ОТС", заходит в квартиру каждого абонента-москвича, и на основе IMS мы можем предложить массу услуг. Для этого будет использоваться "умный" терминал, который устанавливается в квартире пользователя. Внедрять технологию IMS только в ядре сети представляется экономически нецелесообразным. Оценив все риски, мы пришли к пониманию, что пойдем стандартным путем IMS - широкой полосой до абонента, и каждый пользователь будет получать услуги поверх фиксированного канала ШПД. Только когда SIP доходит до каждого абонента, появляется полная конвергентность услуг.


СТАНДАРТ: Российские операторы не спешат внедрять IMS. С чем связана такая осторожность? Что мешает продвижению технологии?


Вячеслав Седых: Переход на IP требует концептуального изменения подхода к системе расчета с абонентами. Раньше считали время соединения и объем трафика, теперь необходимо считать количество и качество сервисов. Без такой смены концепции построение современной бизнес-модели и переход к IMS невозможны.


Дмитрий Чурбанов: Я бы выделил целую группу проблем, сдерживающих развитие IMS в России: вопросы регулирования и изменения нормативно-правовой базы; технические вопросы, например, биллинг, СОРМ, роуминг, нумерация, взаимодействие между различными производителями и т. д. Сюда же добавляются вопросы маркетинга, связанные со сложной цепочкой предоставления услуг, которая потребует изменения бизнес-модели, а это в свою очередь повлечет за собой модернизацию инфраструктуры и служб эксплуатации на стороне оператора и большие капитальные затраты. То есть неизбежно встанут вопросы эксплуатации и финансирования. Кроме того, существует еще психологический момент - пойдут ли услуги со стороны оператора и готовы ли пользователи принять такое количество сервисов и платить за них? Соответственно, одна группа проблем тянет за собой другую, но в итоге переходить на IMS все равно придется, и не исключено, что эволюционно по мере решения этих вопросов.


Даниил Виняр, руководитель группы перспективных разработок Центра сетевых решений ЗАО "Инфосистемы Джет": У оператора, который строит новую инфраструктуру и не должен поддерживать старую, обслуживающую миллионы абонентов, опасений миграции нет.


С другой стороны, в самом стандарте IMS заложено большое количество проблем не технического характера. Наличие технической возможности, предусмотренной архитектурой, не означает для оператора решение возникающих организационных вопросов.


СТАНДАРТ: Есть ли планы у компании "Синтерра" развиваться на базе концепции IMS?


Дмитрий Гуркин: Пока отсутствует массовый спрос на доступность тех или иных сервисов, удовлетворение которого в рамках существующих технических решений невозможно, мы не видим необходимости заниматься глубокой модернизацией сети.


СТАНДАРТ: Позволит ли IMS заработать дополнительные деньги компании "Скай Линк"? Как вы видите IMS в своем бизнес-кейсе?


Дмитрий Цыганко, заместитель руководителя департамента развития сети ЗАО "Скай Линк": Переход на IMS как приоритетную задачу ближайшего периода развития "Скай Линк" не рассматривает. В настоящее время ведутся лишь определенные работы на транспортном уровне, результаты которых принципиально в дальнейшем могут лечь в основу IMS. Активная позиция производителей и поставщиков телекоммуникационного оборудования в плане развития и продвижения идей перехода на IMS понятна, то есть развитие этой идеи означает для них очередной качественный рывок в плане продаж. Оператор в свою очередь ищет варианты ответа на основной для себя вопрос - как на базе IMS зарабатываются деньги.


Олег Василенко, менеджер по архитектуре решений отдела мультимедиа и системная интеграция, "Эрикссон": IMS действительно дает возможность оператору получить контроль над уровнем приложений. Однако задача требует комплексного решения. Операторы должны предоставить своим абонентам удобное клиентское приложение для сервисов на основе IMS. И здесь у операторов есть преимущество по сравнению со сторонними сервис-провайдерами - они могут интегрировать приложения IMS с традиционными сервисами мобильной связи, такими как SMS и MMS.


СТАНДАРТ: Какие услуги на базе IMS могут быть востребованы абонентом? Что нужно сделать для повышения привлекательности сервисов?


Александр Марьин, директор по развитию бизнеса BI Telecom: Вопрос привлекательности сервисов на основе IMS необходимо рассматривать под другим углом зрения. Если провести аналогию, то никто не говорит о том, как бы сделать более привлекательными блоги в LiveJournal или Google. IMS необходимо рассматривать именно в этом контексте. На мой взгляд, сегодня операторы должны предоставить такие условия, чтобы любой желающий мог легко создавать и изменять на основе их инфраструктуры свой набор сервисов.


Необходимо обеспечить возможность быстрой и дешевой разработки новых сервисов, увеличить скорость их вывода на рынок.


На текущий момент IMS - лучшее решение этой задачи. Но IMS не является достаточным условием. Понимая данную проблематику, международный консорциум TM Forum запустил программу Service Delivery Framework (SDF), направленную на решение задач комплексного управления жизненным циклом сервисов. Рассматривая проекты внедрения IMS в этом контексте, операторы смогут увидеть новые возможности и пересмотреть их инвестиционную привлекательность.


Андрей Петренко: Основное преимущество IMS в том, что услуга единообразно сможет работать на сети всех операторов. В результате унифицированный сервис станет доступен в любой точке присутствия абонента, как это сейчас происходит в Интернете. Насколько это актуально для пакетной сети - зависит от модели ведения бизнеса оператора на базе IMS-решений. Я думаю, что наиболее логично такая схема ложится на бизнес поисковых систем и других рекламных моделей в Интернете.


Светлана Скворцова: Уже сейчас существует 40 коммерческих систем, которые каким-то образом используют архитектуру IMS, за последнее время подписано 130 соглашений на внедрение IMS-систем.


Денис Бадретдинов:  Каждый пользователь сможет воспользоваться теми услугами, которые он готов оплачивать. Для того чтобы система могла определить, кому, как и какой именно сервис необходимо предоставить, в IMS предусмотрен элемент под названием UPSF (User Profile Server Function) в терминах TISPAN или HSS (Home Subscriber Server) в терминах 3GPP.


Константин Новиков, менеджер департамента маркетинга Huawei Technologies: Если говорить об услугах IMS, которые предоставляет оператор связи, и отличиях от услуг, предоставляемых интернет-провайдерами, нужно вспомнить об услуге VCC (Voice Call Continuity), которую, по определению, может предоставлять только оператор связи. Особенность услуги заключается в том, что абонент может переходить между сетями с различными технологиями доступа без разрыва соединения. На данный момент в мире есть прецеденты предоставления услуги VCC между сетями GSM и Wi-Fi.


Мнение


Евгений Плинер,
глава российского представительства Comverse:
Для внедрения IMS нужны серьезные бизнес-аргументы


Внедрений IMS пока немного во всем мире, и Россия - не исключение. На пути IMS много проблем: не завершена отраслевая стандартизация, стоимость и сложность реализации превосходят ожидания. Как уже бывало в телекоммуникациях, восторги по поводу возможностей новой технологии не могут служить достаточным двигателем для ее массового применения. Для этого нужны серьезные бизнес-аргументы. 


Необходима триада факторов, обеспечивающих коммерческий успех - абонентские устройства, привлекательные услуги и системы биллинга. И если на отсутствие мобильных IMS-телефонов наша компания повлиять не может, то относительно двух других факторов у Comverse есть ясный и прагматичный ответ - это IMS-сервисы с ориентацией на быструю окупаемость (ROI), синергия услуг и конвергентный биллинг.


Окупаемость услуг интересует операторов прежде всего, поэтому их ближайшие действия и планы связаны с VoIP и WiMAX. Другие IMS-услуги требуют большего времени для окупаемости. В качестве примера можно привести опыт компании Magyar Telekom (дочка Deutsche Telekom в Венгрии), одной из первых в мире внедрившей инфраструктуру IMS и полное решение услуг IMS Comverse. Абоненты могут выбирать гибкие пакеты интернет-доступа и IPTV разной емкости, при этом передача голоса на основе VoIP в пределах сети Magyar Telekom предоставляется бесплатно.


Для успеха IMS-услуг необходим концептуально иной биллинг, нежели принятый в традиционных сетях, где основным товаром является телефония. Биллинг в среде IMS должен поддерживать любые услуги, индивидуальный подход к абоненту и межсервисные торговые стратегии. Оператору придется проявить гибкость: одни услуги предлагать за ежемесячную плату с безлимитным потреблением, другие рассматривать как отдельные события (например, приобретение персонального аватара), а для третьих осуществлять мониторинг потребления в режиме реального времени при переходе от одной услуги к другой. Необходимы инструменты разделения прибылей со сторонними поставщиками некоторых услуг (например, контента) и поддержка микроплатежей абонентов другим организациям. Нельзя забывать про удобство абонента: схемы оплаты должны быть понятны и доступны через самообслуживание.


Константин Скоробогатов, руководитель направления сервисных платформ компании CTI:
В центре коммуникаций - человек


Драйвером развития IMS станут сервисы, разработанные на базе маркетингового подхода к потребностям абонентов, а не на возможностях технологий. Эпоха killer application прошла, ныне все идеи лежат в плоскости персонализации и удовлетворения потребностей сообществ, и тут каждый должен найти свою нишу. Особое внимание важно уделять пользовательским порталам - их функциональный  интерфейс даст возможность не только привлечь, но и удержать абонентов, получить доступ к информации о предпочтениях клиентов и, как следствие, предлагать им персонифицированные услуги. Используя форумы, блоги, опросы, голосования операторы получат обратную связь с клиентами, так необходимую для правильного позиционирования, и смогут в кратчайшие сроки проверить популярность любого сервиса, тем самым увеличивая число востребованных и внедренных услуг, что напрямую влияет на ARPU. Залогом успеха IMS станет понимание операторами простой мысли, что в центре коммуникаций находится человек, а не мобильный телефон или программный клиент.