Олег Синча Регионы


Связь на севере – подвиг каждый день!

Большая часть территории России - либо Крайний Север, либо территории, в силу географического положения или климатических условий, к нему приравненные. И предоставление услуг связи в этих регионах имеет определенную специфику. Так, большая часть трафика передается через спутниковые каналы связи, которых хронически не хватает. Суровые климатические условия вынуждают превращать короткое северное лето в пору авральных монтажных работ. Зимнее же обслуживание сетей и вовсе впору называть подвигом. В то же время, долгие зимние вечера северных регионов вынуждают потребителей быть более восприимчивыми к новым услугам и технологиям. При этом операторы, работающие на "северах", отмечают сезонные колебания спроса на свои услуги.


Большая часть россиян предпочитает проживать в регионах с более мягкими климатическими условиями (а заодно и поближе к "очагам цивилизации"). Однако с тех пор как страна "приросла" Сибирью, именно с разработкой природных богатств этих суровых северных (и дальневосточных) регионов связываем мы свое благополучие. И что бы ни обещали политики, до тех пор пока нефть стоит более $50 за баррель, Россия останется державой сырьевой. Впрочем, кто знает... Ведь именно благодаря природному богатству многие северные регионы, несмотря на крайне суровый климат, живут более или менее благополучно, в том числе и с технологической точки зрения.


Северный калейдоскоп


Например, в Ханты-Мансийском АО (ХМАО) добывается более половины всей российской нефти. В регионе присутствуют все крупнейшие нефтедобывающие компании России. Причем, нефтяники решили не оседать хором в столице округа, а каждая крупная нефтедобывающая компания расположила свой штаб поближе к разрабатываемым месторождениям. "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "ТНК-ВР Менеджмент", "Сибнефть" и другие обзавелись собственными "вотчинами". В результате, телеком в регионе оказался крайне сегментирован. Ситуация на телекоммуникационных рынках различных населенных пунктов ХМАО весьма различается. И самое любопытное, что телекоммуникационное благополучие зависит не столько от плотности населения или масштабов населенного пункта, сколько от того, кому из нефтяных гигантов "отошел" населенный пункт.


Упоминание о том, что в подавляющем большинстве регионов (прежде всего северных) с точки зрения традиционной телефонии и доступа в Интернет доминируют межрегиональные компании ОАО "Связьинвест", тривиально. В некоторых северных районах (и не только) никого кроме государственных операторов нет. Следовательно, где, как не в МРК лучше всего знают обстановку на российском севере? "Телекоммуникационный рынок в условиях Крайнего Севера имеет свои особенности. Короткое северное лето для ямальских связистов это активный период строительно-ремонтных работ. Вместе с этим лето - период отпусков, и многие северяне стремятся выехать за пределы округа, поэтому активность абонентов значительно падает. Доходность от предоставления услуг связи в летний сезон минимальная", - говорит директор Ямало-Ненецкого филиала электросвязи ОАО "Уралсвязьинформ" Игорь Багров. И надо помнить, что отпуск у северян не 14 календарных дней... То есть, половину лета большая часть абонентов услуги не покупает.


Сейчас Ямало-Ненецкий филиал ОАО "Уралсвязьинформ", по словам Игоря Багрова, делает упор на развитие новых услуг: это и широкополосный доступ, и видео-конференц-связь, и интеллектуальные сети, и мобильное подразделение. По мнению ОАО "Уралсвязьинформ", абоненты Ямала вполне готовы к потреблению данных услуг. В ближайшей перспективе намечено внедрение IP-TV (предполагается запустить в I квартале 2008 года). Кстати сказать, о технической готовности сети компания сообщала еще в октябре 2006 года. Любопытно, что с точки зрения широкополосного доступа в Интернет ХМАО считается одним из наиболее благополучных регионов. Такая ситуация, несмотря на дороговизну трафика, не уникальна. "На Дальнем Востоке 1 Гб интернет-трафика стоит более чем в 20 раз дороже, нежели в европейской части России. При этом в месяц Дальний Восток (только по каналам ОАО "Дальсвязь") потребляет до 750 Тб трафика", - сообщает генеральный директор ОАО "Дальсвязь" Антон Колпаков. По словам Антона Колпакова, крайне востребованы услуги широкополосного доступа на Камчатке, там уровень проникновения услуги к концу 2007 года обещает перешагнуть 10%. "Активным пользованием телекоммуникационными услугами население Камчатки добивается виртуального приближения региона к центральной России", - говорит глава ОАО "Дальсвязь".


Стоит напомнить, что зона ответственности ОАО "Дальсвязь" - это треть территории России, где плотность населения одна из самых низких. На этой огромной территории проживает всего 6 млн человек. В этой связи возникает вопрос об экономической целесообразности строительства оптоволоконных каналов. Одна, кстати, из традиционных проблем "северного" телекома - дефицит магистральных каналов. В результате операторы строят оптические линии лишь в тех регионах, где плотность населения более или менее приемлемая. Например, "Дальсвязь" в Приморье, Хабаровском крае, Амурской области. В большинстве же северных регионов применяются исключительно спутниковые решения. "До 25-30% всего потребляемого трафика идет по спутниковым каналам. Однако темпы, которыми съедается "спутниковая" полоса, нас пугают", - сообщает Антон Колпаков.


Например, Сибирь...


Конечно, в макрорегионах МРК доминируют безоговорочно. Но, так же как и в центральных или южных регионах, на севере доминирование МРК не безраздельное. Например, в уже упомянутом ХМАО работает "Тюменьнефтегазсвязь" - крупнейший альтернативный оператор Югры, которого ОАО "Комстар - ОТС" приобрело осенью 2005 года (а в начале 2007 года компания "Тюменьнефтегазсвязь" была преобразована в филиал оператора). Там же в уральском регионе работает "ЛУКОЙЛ-Информ". Но, пожалуй, один из наиболее активных "северных" альтернативщиков работает в Сибири. За информационное благополучие населения Красноярского края бьется "дочка" "Норильского никеля" - "Норильск-Телеком".


Компания могла удовлетвориться обеспечением телекоммуникационных нужд промышленного гиганта, как это обычно делает большинство "карманных" операторов, но нет. В 2004 году "Норильск-Телеком" выделился из состава Горно-металлургического комбината (ГМК) "Норильский никель" и стал одним из наиболее активных операторов региона. Изначально компания оказывала услуги местной связи в Норильске, Талнахе, Кайеркане, Оганере и Дудинке. Но, стремясь усилить свои позиции на рынке Красноярского края, оператор в 2005-2006 годах приобрел ООО "Астрон" (Красноярск), ООО "Атлас" (Железногорск) и группу компаний ООО "Прима Телесеть" (Ачинск, Зеленогорск, Минусинск, Лесосибирск, Назарово). Генеральный план развития "Норильск-Телекома" и в 2008 году предусматривает дружественное поглощение ряда местных операторов связи и кабельного ТВ с целью создания единой региональной структуры операторов телевизионного вещания.


Ощущая интерес к цифровому телевидению, "Норильск-Телеком" летом 2007 года начал предлагать эту услугу в Норильске. "Население районов Крайнего Севера проводит большую часть своего свободного времени в домашних условиях, чем жители регионов с более благоприятным климатом. Еще в начале 1990-х годов стали зарождаться компьютерные локальные сети, появился первый оператор кабельного ТВ. На сегодняшний день, например, в Норильске не осталось ни одного дома без присутствия в нем какой-либо сети, а то и сразу нескольких", - отмечает гендиректор "Норильск-Телекома" Сергей Кузнецов. По его словам, основной упор оператор будет делать на широкополосный доступ в Интернет и цифровое телевидение. В 2007 году "Норильск-Телеком" начал предоставлять услуги кабельного телевизионного вещания как в аналоговом формате, так и в цифровом режиме с использованием IP-протоколов. Оператор купил права показа более чем на 40 ТВ-каналов. Контент для IP-TV поставляет компания "Медиаресурс". Абонентам доступны услуги "видео по требованию", "виртуальный кинозал" и др.


Сейчас в руках оператора оказались все элементы Triple Play. "Норильск-Телеком" работает над тем, чтобы объединить разрозненные услуги в рамках конвергентной. Оператор намерен убедить пользователей, что покупать услуги в пакете выгоднее. Более того, "Норильск-Телеком" рассматривает и отдаленную перспективу. В партнерстве с кем-то из сотовых компаний оператор готов запускать Quadruple Play. "Пока востребованность такого пакета вызывает сомнения. Рынок должен созреть для таких сложных конвергированных услуг", - замечает Сергей Кузнецов.


Каждодневный подвиг


Спутник для большинства северных территорий - единственное решение. Конечно, где-то есть радиорелейные линии (например, "Ростелекома" или "МегаФона"), где-то оптика "ТрансТелеКома" тянется нитью вдоль железнодорожного полотна (например, по Забайкалью), тем не менее возможности спутников остаются в сибирских просторах пока непревзойденными.


Есть, конечно, целый ряд проектов, призванных упразднить цифровое неравенство и обеспечить северянам достойный доступ в Интернет (то есть широкополосный, по доступной цене). Жителям Республики Саха (Якутия) обещают, что дешевый Интернет к ним придет вместе с завершением строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ), вдоль которой протянется информационная магистраль.


На Сахалин подводный кабель "ТрансТелеКома" уже пришел, далее магистраль протянется до Японии. Приморью повезло еще больше. Помимо "ТрансТелеКома", напрямую соединившего Дальний Восток с одним из главных мировых центров обмена трафиком - Гонконгом, собственный канал в Японию строит и "Ростелеком". Подводная волоконно-оптическая линия Россия - Япония общей протяженностью около 1800 км и пропускной способностью 640 Гбит/с создается на базе DWDM-оборудования NEC Corporation. Правда, несмотря на близость азиатских центров обмена трафиком, цены на доступ в Интернет в Приморье и на Сахалине пока такие же высокие, как, например, в Сибири.
Учитывая низкую плотность населения в северных регионах страны, большинство операторов ставку делают на спутниковые решения. "Спутниковая связь - это не только оперативное решение телекоммуникационных проблем. Для некоторых районов - самое экономически выгодное, даже если существуют и другие каналы связи", - говорит первый заместитель гендиректора компании "РуСат" Олег Ватулин. По информации Олега Ватулина, ситуация, когда абонент из экономических соображений отказывается от наземных каналов в пользу спутниковых - не так уж и редки. "Ассиметричный спутниковый канал стоит около $5/Гб", - добавляет Олег Ватулин.


Однако, увы, и спутник не панацея. Во-первых, емкость российской спутниковой группировки ограничена, и имеющиеся каналы разбираются с невероятной оперативностью. Во-вторых, спутники "покрывают" не всю территорию России.


Петропавловск-Камчатский - край спутниковой видимости, восточнее (или севернее определенной широты) уже нет возможности воспользоваться услугами, предоставляемыми на базе российской спутниковой группировки. В-третьих, проблематична доставка спутникового оборудования и его работа в условиях вечной мерзлоты. "РуСат", к примеру, во многие районы Крайнего Севера доставляет свое оборудование на ледоколах или на машинах по зимнику. А так как лето в северных широтах стремительное, то и работать бригадам приходится в авральном режиме, чтобы успеть смонтировать оборудование за сезон. Кроме сложностей с монтажом, проблемы возникают и при эксплуатации. По словам Олега Ватулина, из-за вечной мерзлоты антенны "уходят" от спутников. Поэтому приходится обучать сотрудников заказчика производить их коррекцию. Говорить, что связистам приходится работать в суровых климатических условиях - значит ничего не сказать. Олег Ватулин поделился с корреспондентом "Стандарта" своими впечатлениями: "Когда мы собирались устанавливать оборудование на Новой Земле, монтажников предупредили, что ветер там такой силы, что летают даже собаки. И чтобы антенну не вывернуло наизнанку, ее пришлось крепить большим числом дополнительных тросов".
Создание, а главное, обслуживание телекоммуникационных сетей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах - это тяжелейший труд связистов. Никто, наверное, не будет спорить, что спайка порванного оптоволокна при минус 40 градусах по Цельсию - задача не из простых.


Поэтому, когда читаешь, например, в релизе "Байкал-ТрансТелеКома", что потоки воды смыли опоры, произошел обрыв волоконно-оптической линии связи, стоит понимать - чтобы ликвидировать обрыв, кто-то из связистов совершил "обычный" подвиг.