Журнал Стандарт / №05(52) май 2007
Многоликий NGN
![]() |
|
Стандарт |
![]() |
Многоликий NGN
Термин NGN (Next Generation Networks) буквально не сходит с уст представителей МРК, альтернативных операторов, вендоров. Сети нового поколения запускаются по всей стране. При этом ответить на вопрос: насколько полно в реализуемых проектах отражена концепция NGN - не очень просто, прежде всего потому, что участники рынка до сих пор не пришли к устоявшемуся определению этого термина. Каждый вкладывает в него свой смысл в зависимости от того, в каком сегменте телекоммуникационного рынка он работает.
Что заставляет операторов создавать сети NGN, и каковы перспективы в России за "круглым столом" журнала "Стандарт" обсуждали представители телекоммуникационной общественности.
СТАНДАРТ: Предлагаю начать наш "круглый стол" с вопроса: что такое NGN - термин, идеология, стандарт?
Алексей Шалагинов, заместитель директора отдела фиксированных сетей департамента поддержки продаж Huawei: Вопрос поставлен так, что однозначного ответа на него никто не даст. NGN явно не стандарт, в отличие, например, от подсистемы IMS (IP Multimedia Subsystem), которая уже стандартизована, в том числе организацией по стандартизации связи третьего поколения (3rd Generation Partnership Project, 3GPP), работу по спецификации IMS сейчас проводит международный союз электросвязи - ITU.
Что касается NGN, то скорее это концепция. Даже само название Next Generation Networks - Сети следующего поколения, более маркетинговое, нежели техническое.
Возникает вопрос: когда это следующее поколение наступит? Оно приближается, начиная с 2001 года, как только этот термин стал широко известен, также как и Soft Switch, являющийся непосредственным атрибутом концепции NGN.
NGN - это не технический стандарт, это принцип построения сети, имеющей распределенную архитектуру, которая организована не по административно-уровневому принципу, а по функциональному. То есть каждый уровень сети выполняет определенную функцию, соответственно и бизнес-модель оператора претерпевает существенные изменения.
Сегодня парадигма, когда оператор сам контролирует всю сеть, занимается биллингом, управлением, мониторингом и обслуживанием сети, одновременно предоставляя услуги конечному абоненту, уходит в прошлое. Эта бизнес-модель для сетевого оператора становится очень громоздкой, вызывает большие накладные расходы и сложна с технической точки зрения. Поэтому в отрасли связи осуществляется переход на горизонтально-уровневую модель бизнеса. Выделяется группа операторов так называемой "битовой трубы", единственная функция которых - транзит трафика. Поставщики сервисов, конечных услуг для абонентов выделяются в отдельную надстройку. Операторы сетей доступа формируют пакеты услуг для абонентов и арендуют полосу пропускания у "битовой трубы". Именно их задача из многочисленных функций мультимедийных платформ сформировать тот пакет услуг, который нужен абоненту. Такая модель бизнеса в России только зарождается. Тем не менее мы тоже к ней постепенно придем.
Андрей Суховицкий, директор московского филиала группы компаний "Экран": NGN - это одновременно и концепция, и идеология и термин. Сети следующего поколения - это сети, которые изначально предполагают передачу всех видов информации, с большой скоростью и едиными принципами передачи, предполагают мультимедийные услуги, которые были недоступны в аналогово-цифровых сетях, это и видеоконференц-связь, и "видео по запросу" и IP-TV. Это новая парадигма построения сети.
Олег Алленов, директор департамента телекоммуникационных проектов "АМТ-ГРУП": NGN - это скорее маркетинговое понятие, но не технология или стандарт. По сути, NGN-сеть - это единая транспортная инфраструктура на базе протокола IP, которая позволяет операторам предлагать интегрированные услуги на базе различных софтверных платформ. При этом в России и в СНГ под NGN чаще всего подразумевают возможность предоставления услуг телефонной связи на базе программных SoftSwitch. Безусловно, возможности NGN-сетей гораздо шире, чем представление услуг телефонной связи. Основное отличие NGN-сетей от сетей старого поколения заключается в том, что деление между транспортным уровнем и уровнем предоставления услуг становится скорее логическим, нежели физическим. Потому что NGN-сеть подразумевает легкий и быстрый запуск новых услуг. Именно в этом и заинтересованы операторы связи - не в построении транспорта для каждой новой услуги, а в быстром развертывании услуг на базе современных платформ.
Игорь Сопин, руководитель IT-направления "Информсвязь Холдинг": Сама идея объединения услуг начала развиваться задолго до появления NGN. Лет 10 назад участники рынка стали приходить к пониманию, что предоставление услуг по разным каналам в перспективе является экономически невыгодным. Мысль - объединить разные сети и услуги в единое целое - витала давно, что стало следствием появления сетей следующего поколения, которые позволят клиенту получить новый уровень интегрированной услуги. К примеру, клиент будет иметь доступ ко всем корпоративным и личным приложениям: электронная почта, базы данных, телефония, охранные системы, системы видеонаблюдения, система управления предприятием, телевидение и многое другое. На мой взгляд, NGN - это концептуальное решение, уменьшающее затраты оператора при повышении доходности его услуг, позволяющее внедрять неограниченный набор услуг с широкими возможностями по их управлению.
Олег Алленов: Сама идея интеграции службы не нова, например, существовала технология построения транспортной сети - ISDN, которая позволяла интегрировать ряд фиксированных сервисов на базе единого транспорта. Недостаток этого подхода, в отличие от NGN, заключался в том, что количество услуг было детерминировано, соответственно, внедрять их было не так просто. Суть же NGN я вижу в объединении услуг и сети. Услуги реализуются на базе софтверных платформ, которые не ограничены концепцией системы, их можно наращивать, масштабировать, развивать, а не ограничивать оператора триединой услугой - передачи данных, голоса и видео, как это было в ISDN.
Вячеслав Седых, технический директор компании "Классика": NGN - это концепция, имеющая четкую задачу: предоставить операторам связи возможности соответствовать высоким темпам развития технологического прогресса, максимально быстро осваивать новые услуги и адаптировать их в соответствии с потребностями рынка.
Ориентация на концепцию NGN позволяет оператору построить сеть таким образом, чтобы обеспечить максимальную гибкость по отношению к клиенту, с одной стороны, и быть готовым к развитию инновационных услуг - с другой. С помощью NGN можно максимально быстро превращать технологии в бизнес.
Александр Степанов, директор дирекции по маркетингу и продуктам РТКомм: Я считаю, что NGN - это отражение в телекоммуникационной плоскости общей глобализации экономики. Ведь что происходит сейчас. Привычные сервисы абонент хочет иметь в любой точке мира, где бы он ни находился. Причем он хочет подключаться к ним быстро, не задумываясь, как это сделать. В прошлом, когда использовались ISDN, TDM-технологии, нужно было прийти к определенному терминалу, позвонить на определенный номер. Сейчас такой зависимости нет. Благодаря протоколу IP человек может иметь свой персональный SIP-адрес и соединение с ним может быть установлено вне зависимости от его текущего географического положения.
СТАНДАРТ: Что заставляет операторов создавать сети NGN, и каковы коммерческие перспективы NGN в России?
Александр Степанов: Можно я начну отвечать с конца. Каковы коммерческие перспективы 3G или IP-TV? Когда верстаются бизнес-планы под покупку оборудования, развитие сети, кривая доходов всегда идет вверх. Однако потом, когда платформа установлена, сервисы готовы, услуги описаны, оказывается, что потребитель готов их воспринять.
Накануне этой встречи на сайте Магаданского филиала ОАО "Дальсвязь", который недавно развернул сеть NGN, я посмотрел, какие услуги они предлагают конечным пользователям. Их немного, и я не уверен, что абоненту нужно, к примеру, "удержание вызова" или конференц-связь. Будет ли он платить за эти сервисы?
Алексей Шалагинов: Сеть в Магадане построена на оборудовании Huawei. Этот проект нужно рассматривать как некую тестовую технологическую площадку по внедрению NGN. Магаданская ГТС - довольно уникальная сеть. Это не только первая коммерческая сеть NGN в России, но и сеть, представляющая собой практически одну распределенную по городу станцию, за счет чего снижаются затраты на обслуживание сети. По части услуг предлагаются пока только базовые услуги речевого вызова и ДВО, сейчас думают о внедрении IP-TV, "видео по заказу", информационных услуг и др.
Александр Степанов: Что заставляет операторов создавать сети NGN? Нашу компанию вполне можно назвать той трубой, которая передает трафик. Год от года маржинальность этой трубы снижается. Маржа вообще может прийти в ноль, тогда компания должна будет умереть, ей не хватит средств на содержание самой себя.
Новые сервисы - высокомаржинальны, и когда потребитель созреет, а услуг будет много, они должны хорошо продаваться. В России с контентом пока плохо. Тем не менее есть положительные примеры внедрений за рубежом. Посмотрите, как японцы активно качают контент. Есть надежда, что это случится и у нас. И операторы смогут заработать на новых услугах. Вот это понимание и заставляет операторов вкладываться в сети NGN.
Алексей Яшин, руководитель технической дирекции Inline Telecom Solutions: Мы интеграторы, но проблемы операторов нас очень волнуют, так как работаем мы на одном рынке. Говоря о внедрении NGN и сервисов на базе этих сетей, хотелось бы отметить некую типичную ошибку или заблуждение операторов. Все знают, что NGN - это предоставление множества сервисов через одну и ту же инфраструктуру. При введении нового сервиса в сети NGN оператор понимает, что экономит на расширении инфраструктуры. Однако мало кто обращает внимание на то, что в сети должна существовать единая сервисная платформа, на базе которой добавление новой услуги будет обходиться дешевле. Главной причиной перехода на NGN в настоящее время для операторов является снижение обслуживания и капитальных затрат. Тем временем сети нужно строить в расчете на те услуги, которые нельзя даже предусмотреть на текущих платформах.
Лада Жгун, директор по реализации услуг связи "АМТ": Согласитесь, если проект экономически целесообразен, значит, есть смысл его развивать.
Перспектива развития NGN зависит от многих факторов. Если анализировать любые другие системы, то часто получается так, что под текущие задачи система спроектирована грамотно, а расширение или модернизация требует таких огромных затрат, что дальнейшее развитие этой системы уже неэффективно.
То же касается NGN. Перспективность NGN, наверное, будет определяться все-таки тем, насколько эта новая концепция или технология будет экономически и технологически эффективнее действующих. С другой стороны, возникает вопрос - по какой цене клиент будет приобретать новые виды услуг и насколько они новые на рынке. Ведь существующие операторы, даже не построив сети NGN, уже предоставляют достаточно широкий спектр услуг связи, однако не весь этот контент пользуется популярностью у потребителей. Клиентам все равно, как называется сеть, им важны набор, качество и стоимость услуг.
С другой стороны, существует проблема, которая волнует многих операторов: это состояние транспортных сетей. Ведь даже установив новое технологичное оборудование, но используя при этом инфраструктуру, которая требует серьезной реконструкции, вряд ли можно предложить клиенту качественные услуги связи. Значит, в будущем речь должна идти о том, каким образом будет перестраиваться существующая транспортная сеть компании.
Михаил Сахаров, ведущий технический консультант Nokia Siemens Networks: Я хотел бы вернуться к вопросу, что такое NGN. На сегодняшний день точного определения NGN нет. Чтобы говорить на одном языке, мы дали NGN определение с технической точки зрения. Под NGN мы понимаем единую универсальную сеть, которая основана на коммутации пакетов (на сегодняшний день - это IP), предназначена для передачи различного вида трафика (голос, видео, данные) и предоставления конечным пользователям различных мультимедийных услуг. И еще раз повторюсь, что операторы, внедряя NGN, ждут, прежде всего, сокращения эксплуатационных расходов. И только на второе место ставят предоставление новых видов услуг. Также важным фактором для операторов является максимальная защита сделанных ранее инвестиций в TDM-сеть.
Владимир Миренский, региональный менеджер по поддержке продаж решений NGN "Ситроникс": Слушая дискуссию о том, что такое NGN, я поймал себя на мысли, что мы, наверное, никогда не придем к устоявшемуся определению этого термина. Ведь каждый вкладывает в него свой смысл в зависимости от того, в каком сегменте телекоммуникационного рынка он работает.
Так, контент-провайдеры понимают NGN с точки зрения новых возможностей по доставке видео или интерактивных игр. И их концепция построения NGN-сетей разительно отличается от той, которую применяют операторы фиксированной связи, в большей степени ориентирующиеся на предоставление голосовых услуг и услуг доступа в Интернет, или же мобильные операторы, развивающие NGN на базе технологий 3G/4G.
На самом деле за NGN стоит некая общая технологическая основа, а именно - пакетный способ передачи информации на основе протокола IP, - на которую наслаиваются конкретные требования к построению различных сетей: мобильных, фиксированных или конвергентных, а также специфика того или иного оператора и решений, предлагаемых различными производителями.
Вячеслав Седых: Для того чтобы оператору говорить о коммерческих перспективах, необходимо привести всю инфраструктуру в соответствие единой концепции. На сегодняшний день передовые операторы фиксированной связи привели в соответствие принципам NGN базовые уровни своих сетей: доступ, транспорт и коммутацию. В прошлом году компания "Классика" участвовала в ряде таких проектов. На данном уровне концепция предполагает снижение капитальных и операционных затрат.
Полная модель включает в себя еще и уровень предоставления услуг, над которым работа начинается. Концепция NGN нацеливает оператора получать основную прибыль именно в этой части. Положительный опыт имеют мобильные операторы связи. Структура их доходов уже ориентирована на услуги: SMS, мобильные порталы, мелодии, игры.
Большую роль в реализации концепции NGN играет маркетинговая составляющая. Опыт внедрения услуги конвергенции фиксированной и мобильной связей (FMC) на сети одного оператора дает разные результаты в различных регионах России. В тех регионах, где реализован комплексный подход к реализации NGN-концепции: рационально организованная сеть и эффективная политика продаж, достигаются высокие экономические показатели. При таком подходе концепция NGN выполняет задачу превращения инноваций в инструменты бизнеса, обеспечивая самый короткий путь от разработки технологии до ее подачи конечному потребителю и возврата инвестиций.
СТАНДАРТ: Можно ли говорить, что спрос на услуги сети NGN действительно есть, и если да, то кто основные потребители?
Вячеслав Седых: Спрос есть. Опыт мобильных операторов показывает, что услуги прикладного уровня хорошо продаются. Сотовые компании основную часть дохода получают именно от них, а не от объемов трафика. Основными потребителями услуг NGN фиксированного оператора могут стать структуры среднего и мелкого бизнеса (SMB), представители которых готовы платить, при условии если маркетинг донесет до них выгодность таких услуг.
Александр Степанов: Для того чтобы маркетинг донес до потребителя сущность NGN, абонента сначала нужно снабдить удобными конечными устройствами, которые позволят получить весь спектр услуг. Пока же нужно делать такие сложные настройки, что не все выдерживают. Доступ к услугам должен осуществляться одним кликом. Только тогда можно будет говорить о NGN-сервисах и получении доходов с них.
Алексей Яшин: Говоря о приложениях в NGN-сетях, мы говорим о консолидации сервисов. Для клиента это возможность из одного интерфейса управлять всеми услугами сразу. Или из разных интерфейсов - мобильного либо через Интернет - управлять одной услугой. Для оператора консолидация услуг означает возможность реализации различных приложений на одной платформе.
Это значит, что в момент изучения новой услуги оператору не нужно будет покупать сразу полную версию, достаточно реализовать пилотный проект на малое количество клиентов на базовой версии. То есть не нужно приобретать систему, которую, быть может, вы выбросите, если услуга не пойдет. Все операторы знают, какие проблемы возникают с биллингом при запуске новых услуг. Единая сервисная платформа призвана решать и эту проблему.
Владимир Миренский: Я не знаю ни одного европейского оператора, построившего полномасштабную NGN-сеть, где бы объединились услуги операторов кабельного телевидения, которые перевели свой контент на IP-TV и другие услуги.
СТАНДАРТ: Какие сервисы будут востребованы на базе сетей NGN корпоративными пользователями и массовым рынком?
Вячеслав Седых: Для корпоративного сектора в первую очередь важны мобильность и доступность. Обеспечить такую возможность персоналу означает сократить до минимума время принятия бизнес-решений. В то время как массовому пользователю - нужны развлечения. Соответственно, основные услуги корпоративного сектора, которые будут востребованы в первую очередь, - это "Виртуальные АТС", конвергенция фиксированной и мобильной связи (FMC), "Мобильный офис" (интеграция голосовой связи, видеосервисов, электронной почты, факсов, корпоративных справочников в единую пользовательскую оболочку), сервисы интерактивного речевого взаимодействия (IVR), виртуальные телефонные номера, виртуальные контактные центры.
Неотъемлемая часть концепции NGN - это обеспечение гарантированного качества (SLA Service Level Agreement) при предоставлении услуг, которое напрямую связано с надежностью работы NGN-сети. Надежность работы, в свою очередь, обеспечивается тремя составляющими: надежность оборудования, сервисная поддержка, процесс эксплуатации. Надежность оборудования - это вопрос выбора поставщиков.
Сервисную поддержку оператору имеет смысл получать от системных интеграторов, так как любая NGN-услуга базируется на комплексе взаимосвязанных технологий от различных производителей. Вопросы эксплуатации большей частью должны решаться за счет услуг аутсорсинга. Такая экономическая модель значительно эффективнее относительно модели, когда оператор самостоятельно эксплуатирует всю техническую базу.
Игорь Сопин: Уже сейчас большинство мобильных телефонов поддерживает видеосвязь. При надлежащем качестве и доступной цене эта услуга будет пользоваться высоким спросом. Что примечательно при внедрении NGN, эта услуга будет доступна всем абонентам данной сети. Если говорить о корпоративном рынке, то услуги видеоконференц-связи будут востребованы.
Александр Степанов: Нужно создать сообщество пользователей, community, где абонентам будет интересно, и другим захочется туда попасть.
Алексей Яшин: Мне кажется, что сеть NGN должна предоставлять услуги с разным качеством, в зависимости от предпочтений клиента и его платежеспособности.
Олег Алленов: Технологически это возможно уже сегодня.
СТАНДАРТ: Сегодня многие строят сети, которые со временем будут объединяться. Актуальны ли между NGN-операторами соглашения о качестве предоставляемых услуг (SLA)?
Алексей Шалагинов: В сети NGN должен быть изменен сам подход к качеству услуг.
Если в традиционном Интернете, который тоже базируется на IP-протоколе, неважно через какое время придет сообщение в чате или электронное письмо, главное - чтобы дошло, то в NGN-сети требуется предоставлять определенное качество услуг.
Здесь, видимо, будет создана следующая модель: если пользователь запрашивает, например, видеовызов, для которого требуется определенная полоса пропускания, но сеть в данный момент не может предоставить такую полосу, - он получит извещение, что такая услуга сейчас не может быть предоставлена, или будет выдан запрос на предоставление услуги с пониженным качеством.
Олег Алленов: Задача NGN-сети априори обеспечить абонента таким качеством, чтобы услуга могла быть предоставлена.
Алексей Шалагинов: Для NGN нужна сеть телекоммуникационного класса, то есть IP-TN (Telecommunications Networks). Где уже заранее предприняты действия для обеспечения заданного качества услуг.
СТАНДАРТ: Насколько сегодня нужен NGN, ведь параллельно развиваются и другие технологии?
Людмила Большакова, технический директор АСВТ: Когда мы создавали сеть "Искра", то уже тогда, можно сказать, придерживались концепции NGN, только она в то время так не называлась. Мы строили современную цифровую сеть, которая могла дать клиенту весь набор существующих на рынке услуг. В то время это была телефония, Интернет, передача данных, видеоконференц-связь, а также дополнительные услуги - переадресация вызова, конференцсвязь и т. д.
Запустив в 1996 году современный центр коммутации СДО "Искра", мы были готовы предоставить клиентам весь вышеперечисленный перечень услуг. Наша сеть была построена по принципу и подобию того, о чем мы сейчас с вами говорим. Именно потребность наших клиентов в новых услугах, появляющихся на рынке, привела к переводу нашей сети на стандарт NGN.
Для нас это современный Soft Switch, мощная транспортная сеть IP/MPLS, оборудование доступа, позволяющее абоненту получить максимальный набор услуг. Главное, что клиент увидел, - он может управлять услугами сам. Ведь традиционные классические сети возможность управлять услугами предоставляют только оператору. А различным клиентам, особенно корпоративным, этот факт очень интересен.
СТАНДАРТ: Существует ли российская специфика при внедрении NGN, может, вопросы СОРМ возникают или какие-то другие?
Иван Дементьев, руководитель департамента голосовых решений для операторов связи "Энвижн Групп": Российская специфика, конечно, существует, причем в нескольких аспектах. Первое - это текущие правила присоединения операторов и технические требования, предъявляемые к сервисным комплексам, на базе которых строится NGN. Как большинству присутствующих, наверное, известно, что 2006 год был очень плодотворным на всевозможные правила присоединения, НПА и РД, что является, как я считаю, шагом назад для России с точки зрения технического прогресса. Потому что если посмотреть, как сейчас можно соединять между собой комплексы NGN, то в большинстве случаев мы приходим к TDM-технологиям. И те требования, по которым они сертифицируются, универсальные для старых TDM АТС и новых современных комплексов, использующих технологии VoIP. Это достаточно странно, учитывая кардинальное различие технологий TDM с многолетней историей, и современных all-IP-технологий, использующихся в сетях NGN. Соблюдение всех требований и правил приводит к неоправданным затратам при построении сетей NGN, использованию неоптимальных технических решений. В конечном итоге эти затраты включаются в стоимость услуг и ложатся на плечи потребителей.
Второй момент - это СОРМ, который сейчас строится по территориальному признаку. Если мы говорим об операторе NGN, то у его сети нет географической привязки сервисного комплекса к тому, где находится абонент. Никто не мешает поставить один комплекс на регион. Но, к сожалению, текущие требования к СОРМ вынуждают в каждом городе, в каждой области ставить часть оборудования сети NGN и делать несколько независимых подключений к СОРМ, что необоснованно поднимает стоимость проекта и создает дополнительные сложности. Решением второй проблемы может быть только модернизация самой идеи СОРМ так, чтобы он не был географически привязан, и реализация совершенно других схем подключения на основе протокола IP.
Третье - в России отсутствует нормативная база для законной работы операторов MVNO. Фактически сейчас такая бизнес-модель работы оператора, хорошо зарекомендовавшая себя в мире, оказалась вне закона.
Все эти аспекты являются, на мой взгляд, дополнительными препятствиями для развития современных сетей NGN в России.
Владимир Миренский: Я соглашусь - нормативная база, безусловно, осложняет внедрение сетей NGN, и проблемы с СОРМ могут значительно повысить стоимость решения. Но технологически такие трудности легко преодолеть. Здесь все зависит от подхода вендора, предлагающего решение, и возможностей оператора.
Другое дело, что есть особенности внедрения сетей NGN, которые именно на технологическом уровне пока вызывают сложности. Одна из них - это доступ к экстренным службам в свете перехода на единый номер "112". Задача выбора правильной технологии становится весьма актуальной. На современном этапе далеко не все оборудование для построения сетей NGN может гарантировать такой же уровень надежности для доступа к экстренным службам. Я, например, не слышал, чтобы узлы спецслужб строились на базе тех же SoftSwitch, тем не менее, подобные проекты уже рассматриваются.
Также следует учесть российскую специфику - фактически мы делаем шаг сразу через одну технологическую ступень. Цифровизация сетей в развитых странах завершилась уже давно, в то время как многие из крупнейших отечественных операторов, к примеру, МГТС, только сейчас вошли в активную стадию перехода с аналоговых сетей на цифровые.
"Ситроникс Телеком Солюшнс" помогает МГТС модернизировать свою сеть, шагая сразу в эру NGN. Таким образом, оператор имеет возможность переступить через одно технологическое поколение сетей, что серьезно влияет и на подходы к построению NGN.
Алексей Шалагинов: Для перехода к NGN не нужно обязательно сначала заменять аналоговые АТС на цифровые. Высокий процент цифровизации никаких особых предпосылок для построения NGN не создает. Существуют различные сценарии миграции к NGN для различных начальных условий на сети. Начинать миграцию к NGN можно даже имея большой процент аналоговых станций на сети.
Мнение
Алексей Рокотян, первый заместитель генерального директора ООО "Норильск-Телеком":
Лично я на данный момент воспринимаю понятие NGN, с одной стороны, как некий модный бренд, а с другой - как концепцию построения современных телекоммуникационных сетей, связанную с универсальным транспортом информации и отделением уровня услуг от собственно сети.
Это отвечает двум принципиально разным бизнес-моделям, ставшим актуальными в эпоху инфокоммуникаций, - оператора сети и провайдера услуг. Уверен, что именно в этом направлении развивается наша отрасль.
Дело оператора сети создать универсальную транспортную сеть, осуществляющую доставку любой заданной информации по нужному адресу с требуемыми показателями качества. Ресурсами этой мультисервисной сети пользуются как те, кого мы чаще всего называем абонентами, так и провайдеры услуг. Сеть связи обеспечивает доступ конечных пользователей к инфокоммуникационным услугам.
Провайдеры услуг обеспечивают своим клиентам самый разный сервис - голосовые сеансы (то, что мы привыкли называть телефонией), доступ к информационным ресурсам, электронную почту, обмен файлами, видео- и аудиотрансляции и т. п. В этом смысле, в концепции NGN разница между традиционным телефонным соединением, сообщением электронной почты и просмотром фильма с технической точки зрения состоит только в различных требованиях к сеансу связи.
Хочется подчеркнуть: в этих рассуждениях речь идет о видах бизнеса, а не о бизнесе конкретной компании. Компания может быть и оператором сети, и провайдером услуг. Но разница между этими видами бизнеса столь фундаментальна, что одни и те же люди вряд ли способны эффективно заниматься и тем, и другим.
Особо хочется отметить, что эффект от NGN реален только в случае, когда пользователи потребляют множество разнообразных услуг. Как прямая замена "монопродуктовой" телефонной сети на аналогичную сеть, только IP, - концепция NGN неэффективна. Нужно менять модель бизнеса.
Ну, и на последок, "вопрос на засыпку". Если сейчас мы строим "сети следующего поколения", то как мы назовем то, что будет после них? Ведь прогресс не остановить...
Игорь Масленников,
директор по развитию бизнеса ООО "МФИ Софт":
NGN - очень уж "заигранная" аббревиатура. Когда-то давно, лет 10-15 назад, концепция NGN родилась как концепция Новой Телефонной Сети (Next Generation Network) - сначала на базе ATM, а позже на базе IP - и означала следующее (почти утрируя): заменим TDM-каналы на каналы IP, заменим телефонные станции на медиашлюзы, и пусть ими управляет "гибкий программный коммутатор" - softswitch. Сегодня это выглядит довольно наивно, но все еще можно встретить такие представления. Реально же NGN - это мультисервисная IP-сеть (транспортная инфраструктура) плюс различные сервисные платформы, которые услуги абонентам оказывают: голос, видео, игры, почта, фото, знакомства, чаты и прочее.
По-моему, уже нет операторов в России, которые сегодня имели бы долгосрочные или даже среднесрочные планы развития своих TDM-сетей, то есть собирались бы и через год, и через три продолжать покупать и устанавливать традиционные телефонные коммутаторы. Это просто невозможно сегодня - их абоненты ждут от них широкого спектра услуг. Даже три наиболее распространенные сегодня услуги - традиционная телефонная связь, мобильная телефонная связь и широкополосный доступ в Интернет - очевидно, требуют от операторов строительства единой сети, единой IP-инфраструктуры, способной поддерживать эти услуги, а не трех разных сетей. Это элементарно выйдет гораздо дороже и на этапе строительства, и на этапе эксплуатации. А в условиях конкурентного рынка позволить себе такое расточительство никто не может. Вот это и есть NGN. За рубежом он сегодня называетcя IMS.
Даниил Виняр, начальник отдела телекоммуникационных решений компании "Инфосистемы Джет":
Под понятием NGN сегодня, как правило, имеют в виду техническое решение, имеющее в своей основе: технологии передачи голоса по пакетным сетям (VoIP), технологии транспорта и обработки традиционной сигнализации (SIGTRAN), сигнальные протоколы, используемые в IP-сетях (h.323, h248, SIP, SIP-T). Такое решение обычно структурно состоит из следующих элементов и подсистем: транспортной сети IP, средств сопряжения с традиционными сетями (шлюзов транковых линий), средств доступа (шлюзов абонентских линий и абонентских терминалов), сложной системы управления шлюзами и контроля сигнализации и управления вызовами (программного коммутатора - SoftSwitch), серверов дополнительных услуг.
Реализуется концепция NGN достаточно удачно. При этом существует два разных варианта реализации, между которыми возникают проблемы взаимодействия. В первом случае контроль вызовов осуществляется на уровне логики телефонной станции - традиционного коммутатора - и имеет в своей основе обработку традиционной телефонной сигнализации (SS7, ISDN, MFC). Как следствие, такие системы достаточно удачно ложатся на логику существующих телефонных сетей. Во втором случае логика управления вызовами базируется исключительно на основе пакетных протоколов, использующихся в качестве сигнализации для телефонных вызовов (H.323, SIP).
Нельзя сказать, что подходы взаимоисключающие и такие участки сетей в принципе несопрягаемые. Однако всегда имеют место различные нюансы обработки вызова, проходящего как через участок пакетной сигнализации, так и через участок с традиционной сигнализацией. Эти нюансы есть следствие двух причин: первая - принципиально неоднозначные отображения сообщений протоколов одного в другой; вторая - нюансы реализации производителями тех вещей, которые считаются в рекомендациях по протоколам опциональными.
Оператор должен понимать, какой эффект он получит от того, во что вложил деньги, а абоненту на самом деле все равно, каким образом ему предоставлена услуга. Услуга со стороны абонента может быть востребована либо не востребована и не более того. На самом деле 99,9% абонентов не знают, насколько просто или сложно предоставляются им, например, услуги мобильной связи, 0,09% представляют это теоретически и только, возможно, 0,01% реально знают, как работает мобильная сеть и предоставляются услуги.
В отношении новых для оператора связи услуг, как обычно, действует распределение 80/20, то есть не более 20% существующей абонентской базы будут оплачивать и получать от оператора связи "новые" услуги. И именно эти 20% абонентов обеспечат оператору тот самый положительный денежный поток, который позволит окупить вложения в новые решения.
Поскольку российское телекоммуникационное регулирование требует, чтобы телефонная сеть была устроена по правилам телефонной иерархии, то есть представляла из себя "дерево" из узлов местной, зоновой, междугородной и международной связи, а бизнес требует, чтобы технологическая база была IP'шной и чтобы сервисов было много, то ничего другого не остается, как строить телефонную сеть, "наложенную" на сеть IP, из телефонных узлов на базе программных коммутаторов (softswitch'ей) с соблюдением всех требований к традиционным телефонным узлам - и по поддержке телефонных сигнализаций и протоколов, и по поддержке требований к СОРМ, и по набору услуг. Это - сегодняшний российский NGN. И он сейчас начал массово внедряться российскими операторами связи.