Журнал Стандарт / №2(37) февраль 2006
Андрей Елисеев: Ребрендинг положительно сказался на бизнесе "ВымпелКома"
Стандарт | Регионы |
Андрей Елисеев: Ребрендинг положительно сказался на бизнесе "ВымпелКома"
2005 год прошел для сотового оператора "ВымпелКом" под знаком ребрендинга. Одновременно со сменой своего стиля оператор активно работал над увеличением абонентской базы в Северо-Западном регионе и предоставлением дополнительных услуг. Об итогах работы компании и планах на 2006 год "Стандарту" рассказал глава "ВымпелКома" на Северо-Западе Андрей Елисеев.
- Андрей Робертович, опишите сегодняшнее состояние "ВымпелКома" на Северо-Западе - каковы основные тенденции и направление развития компании?
- Прошедший 2005 год оказался довольно успешным для "ВымпелКома" на Северо-Западе. Наша доля рынка в регионе за этот период выросла на 5% и составила 21%. Абонентская база за год увеличилась в 1,8 раза - до 2,7 млн, а в Петербурге количество наших клиентов превысило 1,7 млн.
Хорошие результаты, на мой взгляд, обусловлены тремя факторами - интенсивным строительством сетей, активными маркетинговыми действиями и улучшением абонентского обслуживания. В части конкурентной обстановки в Северо-Западном регионе можно сказать, что основное изменение в расстановке сил происходит между нами и МТС.
На сегодняшний день на Северо-Западе у "ВымпелКома" установлено более 1,3 тыс. базовых станций, из которых в Петербурге находится свыше 800. В каждом регионе установлено по одному коммутационному комплексу.
- Можно ли подвести итоги ребрендинга компании на Северо-Западе?
- Сейчас 99% населения Северо-Западного региона относятся к новому бренду "Билайн" либо нейтрально, либо положительно. Около 80% населения региона понимает, что означает желто-черный полосатый круг. Это говорит о том, что степень информированности людей очень высока.
Ребрендинг положительно отразился на ходе нашего бизнеса - ведь изменилось восприятие абонентами нашей компании - как на рациональном, так и на эмоциональном уровне. Преимущество нового бренда в том, что он позволяет настолько гибко создавать образы и рекламу, что нашей фантазии хватит еще на несколько лет.
- Какова значимость областей Северо-Запада для вашего бизнеса?
- Все регионы Северо-Запада для нас важны. Фокусироваться на развитии одного или нескольких регионов, пренебрегая остальными, - это ущербная стратегия. В плане расчета бюджета мы обычно опираемся на численность населения, поэтому половина инвестиционного бюджета "ВымпелКома" на Северо-Западе направляется в Петербург, где проживает 6,3 млн человек.
Показатель ARPU по Северо-Западу за год увеличился примерно на 10%. Причина роста ARPU - активность абонентов и рост дохода от новых услуг. В 2006 году мы нацелены на увеличение этого показателя. ARPU в регионах напрямую зависит от того, какую долю рынка мы занимаем. В Калининграде мы лидеры, а потому показатель ARPU "ВымпелКома" там максимальный для Северо-Запада - более $10. Минимальный уровень ARPU - около $6 в Вологде, Петрозаводске, Мурманске.
- Когда произойдет полная интеграция "Экстела" в единую сеть "ВымпелКома"?
- На сегодняшний день компания операционно интегрирована. Мы управляем "Экстелом" так же, как и любым другим нашим филиалом. Юридическое объединение с "Экстелом" произойдет в 2006 году.
- С нового года дилеры приостановили продажу прямых номеров в связи с вступлением в силу закона "О связи". Когда будут подписаны необходимые соглашения с фиксированным оператором?
- С 2004 года задействовано около 20 тыс. прямых номеров с абонентской платой $3-4 ежемесячно. В нашем распоряжении также еще 30-40 тыс. номеров, которые доступны для продажи. Кроме того, сейчас мы находимся на стадии подписания соответствующих соглашений с ПТТ.
- В январе 2006 года "ВымпелКом" обратился к депутатам Законодательного собрания Петербурга в связи с разработкой проекта закона "О защите населения Санкт-Петербурга от воздействия электромагнитных полей". На какой стадии находится разработка этого проекта? Как она может повлиять на работу сотовых операторов?
- Мы подготовили письмо, в котором сформулировали свою озабоченность судьбой этого закона. В ответ депутаты любезно пригласили нас участвовать в рабочей группе по консультации комиссии по здравоохранению и экологии на предмет того, что должен лимитировать новый закон. Пока в проекте этого закона нет формулировок, угрожающих нашей деятельности. Сейчас мы предоставляем депутатам консультации по принципу построения сетей сотовой связи. Рабочая группа активно изучает воздействия электромагнитных полей на здоровье человека.
- У "ВымпелКома" нет лицензии на частоту 900 МГц в ряде регионов Северо-Запада. Что вы делаете для того, чтобы изменить такое положение вещей?
- На сегодняшний день лицензий на частоту 900 МГц нет в Мурманской, Архангельской, Новгородской, Вологодской и Псковской областях. Мы надеемся получить эти частоты в 2006 году. До сих пор нам отказывали в выдаче частот по причине "электромагнитной несовместимости".
- Ведет ли "ВымпелКом" на Северо-Западе подготовку к 3G? Если "да", то каким образом?
- Да, с 2005 года мы ведем подготовку к сетям 3G и активно тестируем фрагмент такой сети на Северо-Западе. Аналогичные работы проводятся и в Москве.
- Какова доля дополнительных услуг в доходах компании? Как растет на них спрос? В каких регионах Северо-Запада запущена в коммерческую эксплуатацию технология EDGE?
- В 2005 году серьезный вклад в рост наших доходов внесли услуги мобильного Интернета. Сейчас доля доходов от дополнительных услуг составляет более 20%, из которых около трети приходится на EDGE и GPRS-доступ, и примерно половина - на SMS.
Технология EDGE запущена в коммерческую эксплуатацию на всей сети, кроме Калининграда. В Петербурге технологию EDGE поддерживает более 60% базовых станций.
- Когда "ВымпелКом" на Северо-Западе планирует полностью перевести расчеты с абонентами на российские рубли?
- Мы планируем сделать это за 2006 год. При этом хотим сохранить и долларовые тарифы, поскольку значительная часть населения привыкла планировать свои расходы именно в этой валюте.
- Планируете ли сотрудничество с виртуальными операторами?
- Я пока не вижу конкретных предложений от этих компаний.
- Как выглядят ваши планы на 2006 год?
- Мы возлагаем большие надежды на построение полномасштабной сети EDGE на Северо-Западе. Кроме того, будет активно продвигаться новая услуга - "Хамелеон".
Мнение
Андрей Анисимов, генеральный директор "ВымпелКома" в Петербурге:
- Конкуренция идет жесткая, но цивилизованно. В ближайшее время территории обслуживания операторов "большой тройки" сравняются. Значит, конкуренция перейдет в новую фазу. Операторы будут направлять большие усилия на сохранение абонентской базы. При этом, естественно, борьба за каждого абонента останется жесткой. На первый план будут выходить такие аргументы, как качество обслуживания, количество дополнительных услуг, лояльность к бренду. Я уверен, что конкуренция в таком ключе приведет к изменениям в расстановке сил на рынке.