1С – это не SAP: специфика импортозамещения ERP-систем в промышленности

Шавров партнер и финансовый директор "1С ПРО Консалтинг".
Тренд на импортозамещение и уход SAP создали в российской промышленности повышенный спрос на решения 1С. При этом многие бывшие пользователи SAP стремятся перенести свои ожидания и привычки в абсолютно другую систему — и это сильно тормозит процессы импортозамещения. О том, как эффективно выстроить работу промышленной компании на базе 1С, рассказывает Павел Шавров, партнер и CFO "1С ПРО Консалтинг".
До ухода из России SAP в денежном выражении занимала более 50% российского рынка ERP-систем. Десятилетиями промышленные компании использовали это решение — выстраивали бизнес-процессы, делились опытом и формировали лучшие практики. А сейчас (или, правильнее сказать, еще вчера), возникла острая потребность заменить западное решение на российское.
Альтернативой чаще всего выбирают 1С. В большинстве случаев компании переходят на флагманские конфигурации 1С — "1С:ERP" или "1С:Управление холдингом" в разных комбинациях целевой ИТ архитектуры предприятия.
Некоторые специалисты со скепсисом относятся к российским ИТ-решениям. К числу наиболее дискуссионных вопросов можно отнести их функциональность и производительность. На примере 1С рассмотрим, как формируются такие стереотипы и почему они часто ложны.
Что отличает SAP и 1С
Компания SAP — третий крупнейший разработчик программного обеспечения в мире после Microsoft и Oracle. Это мировой гигант, который десятилетиями развивался в большинстве стран мира. Исторически так сложилось, что в его базе лежит определенный набор шаблонов, которые адаптированы под специфику отрасли или страны, в которой это решение развернуто.
Этот набор шаблонов, фич и возможностей строго ограничен. Известны единичные кейсы, когда у заказчиков получалось согласовать с головным офисом изменения в программном коде и структуре данных SAP. "Переделать SAP под себя" стоит огромных денег.
В свою очередь российская корпорация 1С представляет из себя экосистему ИТ-компаний федерального масштаба. Стратегия развития флагманских ERP решений 1С отличается от решений западного вендора на уровне идеологии. В базе пользователь получает универсальный набор инструментов - "конструктор" без привязки к отрасли, где может легко кастомизировать систему под свои процессы и специфику предприятия с помощью расширяющих функциональность модулей и доработок системы.
С одной стороны, решение SAP более готовое к использованию "из коробки", поскольку вендор решил за компанию, как будут выглядеть ее процессы. Но любые изменения либо невозможны, либо требуют значительных затрат. С другой стороны, решение 1С более гибкое и адаптивное, но требует большего внимания к настройке конфигурации.
Многие пытаются выстроить старые процессы, которые были реализованы в рамках SAP, на базе 1С. Такой подход возможен в теории, но неэффективен на практике. Нужно понимать, что это два принципиально разных решения для управления предприятием и переделать одно в другое требует выделения значительных бюджетов.
О модульной системе 1С
Существует большое количество сервисных функций, которые "спрятаны" в разных дополнительных модулях и расширениях 1С, но их нет в основной конфигурации. Компаниям они нужны, например, для настройки версионирования документов, загрузки и выгрузки данных, дополнительной отчетности. Они присутствуют в так называемой библиотеке стандартных подсистем или других приложениях и расширениях системы.
Многие компании и интеграторы упускают это из виду. А затем начинают самостоятельно дописывать недостающий функционал, в лучшем случае — тратить время и силы на дублирование уже существующих модулей. В худшем — придумывать костыли, которые потом могут привести и к инциденту эксплуатации, и к инциденту информационной безопасности.
В итоге конечная стоимость разработки и внедрения возрастает, хотя нужный бизнесу функционал уже существует на рынке — нужно просто его найти и подключить к системе соответствующие аддоны и плагины.
1С vs SAP: кто быстрее?
Еще несколько лет назад одним из конкурентных преимуществ SAP была скорость. Например, расчет себестоимости западная система тратила, условно, час, российская — десять часов и более. Но время идет, и ситуация меняется.
Большой вклад вносит сам вендор, который оптимизирует и развивает платформу, в том числе и на фоне растущего спроса. Уже есть ощутимые успехи и устойчивое понимание, что вопросы производительности на больших объемах решаются с каждым релизом платформы, потому что вендор слушает рынок. Например, в сентябре 2024 года вендор провел крупное нагрузочное тестирование системы на 12 000 пользователей, в котором участвовали крупнейшие российские корпорации, еще недавно использовавшие SAP.
Второй важный аспект — это оптимизация с помощью разных кастомных модулей-аддонов, которые создают ИТ-компании, в том числе и мы. Свой вклад вносят и интеграторы, которые могут провести гибкую донастройку и устранение "узких мест" уже напрямую на инфраструктуре заказчика.
Поэтому миф о низкой производительности 1С на больших данных уже не соответствует действительности. Да, нужно вложить определенные усилия и экспертизу, но эта проблема решена.
Недостаток контроля
SAP десятилетиями формировал разные контроли и метрики, которые с ними связаны. 1С по этому параметру действительно отстает от западного софта, что обусловлено и историей развития, и географией распространения.
Тем не менее, все базовые системы контроля качества и сопоставимости данных в 1С реализованы. Безусловно, многие организации испытывают потребность в более глубоких, сложных контролях, и здесь встает вопрос о том, что действительно нужно автоматизировать здесь и сейчас, а что можно доработать со временем.
Необходимо провести ревизию перечня контролей и автоматизировать только те, которые действительно нужны. И делать это через механизмы расширения, а не переделывая всю конфигурацию 1С как целевой системы.
Формирование отчетов как краеугольный камень
Если говорить о рядовых пользователях, то наиболее часто встречающаяся проблема — это сложности с формированием отчетности в новых системах. Как было сказано выше, SAP предлагает большое количество преднастроенных шаблонов и отчетов, например, отчетность по МСФО, по производству, и люди к этому привыкли. Кроме того, модуль SAP BW закрывал потребности в BI аналитике.
Хорошим примером разрешения этой проблемы могут послужить модули СКД (система компоновки данных) и 1С:Аналитика. Эти инструменты позволяют в пользовательском режиме настраивать всевозможные виды отчетности в 1С. При этом, все еще встречаются кейсы, когда организация о таких инструментах не знает, и вновь начинает "изобретать велосипед", тратя время и ресурсы.
Опыт показывает, что гораздо эффективнее научить профильных специалистов пользоваться существующими инструментами-конструкторами для создания отчетов, чем пытаться "сделать как в SAP" и разработать сотни шаблонов самостоятельно.
Избыточная кастомизация
Попытка сделать SAP из 1С — это крайне невыгодный путь. Дело в том, что такой подход не только повышает на десятки процентов стоимость проекта внедрения. Помимо этого растет и стоимость владения, когда каждый год при обновлении релизов тратится большое количество ресурсов на обновление и тестирование конфигурации. Причем нередки случаи, когда вендором выпускается новый функционал, который ранее был кастомизирован в рамках проекта и приходится "сшивать" кастомизированный и новый функционал, что тоже требует ресурсов. Во избежание таких ситуаций рекомендуется следить за планом обновления релизов и графиком добавления функционала в поставку от вендора.
Появляются и множественные риски, связанные с бесперебойностью работы и безопасностью таких "авторских" систем. В конечном итоге все это выливается в легаси-код. Это становится проблемой при обновлениях и поддержке специалистами с уникальными знаниями этого кода.
Так что же лучше: SAP или 1С?
Можно выделить несколько базовых рекомендаций для компаний, переходящих с SAP на 1С:
- Изучить рынок. Разработка модулей под 1С движется достаточно динамично, важно держать руку на пульсе, чтобы не создавать функционал, который можно использовать "из коробки".
- Готовность к оптимизации и адаптации бизнес-процессов под решения 1С. В некоторых случаях оптимально поменять сам процесс, а не пытаться "подогнать 1С под SAP".
- К новому нужно привыкать. Обучение поможет сократить стресс для сотрудников, снизить нагрузку на техническую поддержку и повысить эффективность пользователей.
Несомненно, есть кейсы, когда дополнительная разработка — это необходимость. Но их гораздо меньше, чем случаев, когда компания тратит ресурсы из-за недостаточного исследования рынка и поиска альтернативных путей.
