© ComNews
23.09.2024

Команда специалистов Первого МГМУ имени И.М. Сеченова разработала цифровое решение, которое стало прорывом в российском медобразовании. Система "Виртуальный пациент" позволяет за считанные минуты создать компьютерную модель пациента любого пола и возраста с любым заболеванием.

Студентам медвузов решение помогает отрабатывать практические навыки диагностики и лечения в ситуациях, максимально приближенных к реальности. А преподавателям и методистам дает возможность в режиме реального времени отслеживать, как обучающиеся справляются с заданиями, корректировать учебные планы, создавать новые учебные материалы, диагностические кейсы и тесты. "Виртуального пациента" уже используют в 8 медицинских университетах страны, а число зарегистрированных пользователей этой образовательной платформы превысило 1500 человек.

"Виртуальный пациент" — это обучающий тренажёр для студентов-медиков, который помогает им выполнять контрольные задания, закреплять теоретические знания о системах организма, освоить диагностику заболеваний и работу с пациентами в безопасной виртуальной среде. Система имитирует реальных пациентов с самыми разными заболеваниями и симптомами, предоставляя студентам возможность самостоятельно ставить диагнозы, назначать лечение и анализировать результаты. С помощью специального редактора преподаватели могут настроить параметры заболевания, выбрать симптомы и показатели здоровья больного, что позволяет моделировать абсолютно разные клинические случаи", - рассказала руководитель проекта, директор Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Сеченовского Университета Екатерина Алексеева.

Медицинское образование традиционно связано с большим количеством теории и относительно ограниченными возможностями для практики, особенно на ранних этапах обучения. Однако виртуальные технологии, такие как "Виртуальный пациент", позволяют преодолеть эти ограничения. Студенты могут безопасно учиться на ошибках, отрабатывать свои навыки в динамичных и реалистичных условиях, прежде чем они начнут работать с реальными пациентами.

С точки зрения технологий "Виртуальный пациент" представляет собой сложную и многофункциональную платформу. В её программном коде - более миллиона строк, а база данных содержит свыше 4700 уникальных показателей здоровья детей от рождения до 18 лет и более полутора миллиона значений этих показателей. В платформу также заложено более 1000 уникальных тестовых заданий разной степени сложности, которые сопровождаются видео и аудио материалами, и около 50 клинических кейсов по различным направлениям педиатрии, основанных на реальных историях болезни. В настоящее время система настроена на работу с пациентами до 18 лет, но уже в 2025 г. разработчики планируют расширить ее функционал и для моделирования взрослых пациентов с их специфическими заболеваниями.

"Виртуальный пациент" доказал свою эффективность в образовательном процессе студентов-медиков. Уже на начальном этапе его применение в Сеченовском Университета позволило значительно повысить качество обучения будущих врачей. Например, изучение дисциплины "Пропедевтика детских болезней" с применением тренажера позволило увеличить количество оценок "отлично" на экзамене на 28,5% - с 49% до 63%. А число удовлетворительных отметок снизилось вдвое - с 8 до 4%.

В ближайшие два года команда разработчиков Сеченовского Университета разработает для этой платформы учебный материал и кейсы для новых специальностей, таких как хирургия, стоматология, акушерство и гинекология, онкология. Моделируемый в настоящее время процесс диагностики заболеваний дополнят возможностью лечения виртуальных пациентов. Студенты смогут назначать им медицинские препараты с соблюдением правильных дозировок, отслеживать состояние и при необходимости корректировать терапию. В систему также добавят GPT модели искусственного интеллекта для реалистичных диалогов обучаемого с виртуальным пациентом. В планах также – создание модуля поддержки врачебных решений на основе ИИ — система будет предлагать студентам возможные варианты действий и объяснять, почему тот или иной метод диагностики или лечения предпочтительнее в каждом конкретном случае.