Владимир
Зайцев

основатель и генеральный директор компании "Энкост".
© ComNews
01.07.2024

Интеграция цифровых систем на разных уровнях предприятия в единое цифровое пространство — это хорошая идея теоретически, но плохо реализуемая на практике. О том, с чем придется столкнуться в процессе — рассказывает Владимир Зайцев, основатель и генеральный директор компании "Энкост".

Разговоры об интеграции цифровых решений в промышленности ведутся давно. Еще в 2017 году "Лаборатория Касперского", НПП "ИТЭЛМА", "Сименс" и "СТАН" занялись разработкой базовой концепции цифрового пространства промышленности. Считалось, что для предприятий такой подход обеспечит больший уровень прозрачности, гибкости и увеличит скорость работы, а Минпромторгу позволит контролировать состояние рынка и быстро реагировать на изменение его конъюнктуры.

О создании единой киберфизической среды постепенно заговорили и крупные российские предприятия. Однако на деле концепцию единого цифрового пространства на предприятии пока никому не удалось воплотить в жизнь. Большинство инициатив до сих пор сводится к взаимодействию нескольких отделов или участников цепи производства по отдельным бизнес-процессам.

Нет универсального решения

Вообще идея создания единого цифрового пространства на предприятии — отличная. Она подразумевает внедрение цифровых продуктов на всех этапах и уровнях промышленного производства и их интеграцию. То есть — в теории — предприятие получает единую информационную экосистему, которая охватывает все без исключения бизнес-процессы.

Благодаря интеграции цифровых решений все подразделения могут работать в едином информационном поле и в режиме онлайн отслеживать общую картину на производстве. Она повышает скорость принятия решений, безопасность и оперативность обмена данными.

Но на практике возникает множество подводных камней. Прежде всего, бизнес-процессы не универсальны. Каждый из них работает в своем темпе и может требовать от сотрудников скорости реагирования. Отличается и степень детализации отчетности по разным бизнес-процессам. Очень сложно создать такую систему, которая смогла бы охватить и взаимодействовать с таким количеством переменных.

Во-первых, компания-разработчик такой системы должна быть глубоко погружена в бизнес-процессы конкретного предприятия или отрасли, в методы проектирования, технологии — причем все это на уровне эксперта высокого класса. Что уже достаточно сложно себе представить.

Во-вторых, даже если подобное решение спроектировать — оно не будет универсальным. Каждое предприятие по-своему уникально: организационно, с точки зрения подходов к работе и даже конкретного стека используемых ИТ-инструментов. Это будет абсолютно кастомная разработка под запрос от одного заказчика — а значит, она выйдет дорогостоящей. Разработчики не смогут масштабировать продукт и вывести его на рынок — это невыгодно для них. В свою очередь, позволить себе сложную кастомную ИТ-систему такого уровня способны только очень крупные заказчики — холдинги и корпорации.

Именно поэтому ни в России, ни за рубежом пока нет готовых ИТ-решений, которые полностью закрывали бы эту задачу. Наиболее близка компания SAP с ее стеком совместимых технологий для производства и промышленности — но и он удовлетворяет далеко не всем потребностям компаний.

С какими еще проблемами придется столкнуться

Есть еще несколько факторов, которые тормозят появление единого цифрового пространства на российских промышленных компаниях.

Самая главная сложность — это, на мой взгляд, внутренняя неготовность компаний к изменениям. Это, во-первых, неподготовленность внутренних процессов. Так, для того, чтобы использовать цифровые экосистемы, предприятиям нужно стандартизировать бизнес-процессы и наладить управление данными. Для промышленной отрасли, которая долгое время избегала активной цифровизации, это вызов.

Во-вторых, нехватка специалистов, которые могут качественно оценить и проконтролировать внедрение различных систем в периметре компании.

Если под специалистами понимать программистов, то никаких проблем нет. А вот с людьми, которые могут поставить задачу программистам для создания сложных систем на заводах — большие сложности. Цифровизации промышленности не уделялось достаточного внимания в последние десятилетия, и — за исключением крупных компаний — небольшие производства не могли позволить себе инновационные решения. Поэтому и специалистов, которые могли бы работать на стыке промышленности и ИТ, сегодня не хватает.

Не хватает российским предприятиям и людей, которые могут компетентно использовать полученные данные и профессионально работать с ними. Не просто получить и обработать информацию, но и использовать ее для корректировки текущей деятельности. Это важно, если мы хотим от внедрения единого цифрового пространства на предприятии получить положительный эффект.

Негативно сказалась и необходимость импортозамещения. Большинству российских предприятий нужно перестраивать существующую ИТ-инфраструктуру, а это огромные ресурсы. Многие из них в последние два года заменяли отдельные ИТ-продукты, которые острее всего требовали обновления и модернизации. При этом, они столкнулись с проблемой несовместимости отечественного оборудования с уже работающей ИТ-инфраструктурой и ограниченным выбором продуктов. Из-за этого проблема настройки интеграций — и так характерная для промышленных компаний с большим количеством разнородного оборудования и ПО — лишь усугубилась.

Когда будет готово единое цифровое пространство

На сегодняшний день создание единого цифрового пространства на российских предприятиях — это скорее теоретическая концепция, которая требует существенной доработки, прежде чем будет реализована на практике. В частности, сквозные технологии потребуют стандартизации ряда бизнес-процессов на российских предприятиях, обмена опытом и кооперации промышленных компаний.

Но первые шаги в направлении комплексных ИТ-решений для промышленности и производства уже есть. С активизацией программы импортозамещения российские поставщики оборудования и ПО стали более активно тестировать свои продукты на совместимость. На рынке появилось больше программно-аппаратных комплексов, решающих сразу несколько задач предприятий сразу — например, в части виртуализации или комплексного управления данными. В них все продукты изначально протестированы на совместимость и интегрированы между собой. И, по прогнозам экспертов, спрос на такие решения будет только расти - до 25-30% к концу 2025 года. Тем более, сейчас заметна господдержка этого направления, от создания профильного реестра до стандартизации ПАКов.

Компаниям куда выгоднее внедрять готовый стек ИТ-продуктов, чем настраивать взаимодействие между решениями на разных уровнях предприятия. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшие годы фокус на интегрированные продукты будет лишь увеличиваться, и уже к 2030 году на рынке появятся первые успешные примеры единого цифрового пространства.