Максим
Кузнецов

генеральный директор и основатель сервиса "Тендерплан"
© ComNews
03.07.2023

Введение

Постоянный рост объемов информации и увеличение скорости работы требуют от человека, с одной стороны, особой внимательности и сосредоточенности. С другой стороны – необходимость быть эффективным, мыслить стратегически и предлагать новые идеи. Как справиться с выгоранием на работе, не потеряв при этом радость и удовольствие – это вопрос, которым задаются многие из нас.

Традиционные инструменты информационной эпохи, например списки задач, календари и приложения для управления проектами, сыграли важную роль в организации нашей работы. Но новые инструменты продуктивности делают больше, чем просто помогают управлять задачами: они стимулируют креативность и переводят нас в интеллектуальную эпоху.

Максим Кузнецов, основатель и генеральный директор системы "Тендерплан", расскажет, как уже сегодня инструменты продуктивности с искусственным интеллектом могут помочь каждому из нас, а также приведет примеры, как крупные корпорации и стартапы внедряют генеративные модели в свои продукты для создания таких инструментов нового поколения.

Инструменты с искусственным интеллектом вдохновляют на новые идеи

На сегодняшний день навряд ли найдется человек, который не слышал про ChatGPT – чат-бот с искусственным интеллектом, который был разработан компанией OpenAI. Однако, большинство пользователей знают про использование этой технологии только маркетологами и копирайтерами, которые используют ее для написания текстов. На самом деле у таких инструментов гораздо больше возможностей – это умные помощники, которые глубоко анализируют данные, делают выводы и даже предоставляют бизнес-решения.

Я считаю, что искусственный интеллект – это не замена человека, а его помощник. Главное – правильно его использовать, например в приложениях для повышения производительности, которые уже перестали быть просто программными инструментами.

Давайте рассмотрим некоторые примеры.

Microsoft

Microsoft – один из лидирующих разработчиков инструментов продуктивности. Компания начала внедрять элементы генеративных моделей в свои продукты для разработчиков несколько лет назад. Так, например, GitHub Copilot уже полтора года помогает программистам генерировать код по простому запросу.

В этом году корпорация инвестировала 10 млрд долларов в OpenAI – разработчика нашумевшего Chat GPT. А не так давно представила Microsoft 365 Copilot – инструмент, который сочетает в себе мощь больших языковых моделей с данными в Microsoft Graph (календарь, электронная почта, чаты, документы и др.) и приложениями Microsoft 365.

Microsoft 365 Copilot – это "личный секретарь" внутри экосистемы Office, который помогает пользователям оптимизировать работу с текстами, анализировать данные, создавать презентации, назначать встречи и даже отвечать на электронные письма. Вы можете задавать ему запросы, например: "Расскажи моей команде, как мы обновили стратегию продукта", и он сгенерирует отчет о статусе на основе утренних встреч, электронных писем и потоков чата.

Однако, искусственный интеллект может выступать не только в роли секретаря, но и эксперта, предоставляя конкретные рекомендации и решения на основе аналитических данных. Например, Copilot поможет построить SWOT-анализ и предоставит аналитическое понимание ситуации, реальные знания, а не просто сухую информацию. В Excel он может показать вам тренд рабочего процесса, например увеличение логистических издержек бизнеса, указав его причины.

Генеративные модели и искусственный интеллект позволили Microsoft трансформировать свои классические инструменты продуктивности в экспертного помощника, который, анализируя гигабайты информации, может предоставить пользователю конкретные рекомендации в его работе.

SalesForce

Не отстаёт от Microsoft и SalesForce – крупнейший разработчик CRM-системы, которая предоставляется пользователям по модели SaaS. Компания уже давно применяет AI-технологии в своем продукте Einstein, а сейчас выходит на новый уровень с помощью интеграции с OpenAI.

Весной 2023 года компания представила систему SalesForce Einstein GPT. Это инструмент, который помогает выстроить рабочие процессы в отделах продаж за счет автоматической генерации задач и назначения встреч. Одна из главных задач любой системы, работающей с клиентами – фильтрация сделок. Интеграция с искусственным интеллектом позволила SalesForce вывести эту функцию на новый уровень. Достаточно спросить у Einstein "Покажи мне сделки на этапе проработки бюджета" и система предоставит подробный отчет.

Главная особенность продукта – сервис, который помогает продавцу предоставлять клиентам конкретные и персонализированные ответы, учитывая их интересы, потребности и историю взаимодействий. Вместо долгого и трудозатратного создания хорошего письма продавцу достаточно попросить помощника: "Напиши письмо клиенту Анне о преимуществах нашего продукта для ее бизнеса". Einstein GPT сгенерирует письмо, которое будет содержать персональное обращение, краткое описание продукта, примеры успешных кейсов других клиентов из ее отрасли и призыв к действию.

Если у клиента возникнет проблема, Einstein сможет предоставить способы ее решения за счет интеграции с другими приложениями (базы знаний). При этом ответ будет полнее и качественнее, чем если бы его составлял сотрудник. По сути, Einstein заменяет хард скиллы сотрудника, который может освободившееся время и силы направить на эмоциональную поддержку клиента, используя свои софт скиллы. В итоге проблема клиента решается оперативнее и лучше.

Технологии ИИ в стартапах

Не только крупные корпорации интегрируют искусственный интеллект в свои решения. Да, далеко не всегда стартапы обладают достаточными ресурсами для этого, но молодые компании более гибкие – они могут быстрее менять свой продукт, дополняя его полезными функциями для конечного потребителя.

Я считаю, что в ближайшее время во всем мире останется всего несколько разработчиков LLM, а B2B-потребители будут интегрировать в свои решения уже обученные модели. Всё чаще компании предпочитают не тратить время на фундаментальные разработки, а покупают готовый продукт – и это, на мой взгляд, главная тенденция на IT-рынке за последнее время.

Согласно отчету State of AI Report, в 2021-2022 годах частные компании, применяющие AI, привлекли около 36 млрд. долларов инвестиций. Самые популярные направления для инвестирования – здравоохранение, электронная коммерция, финансы, образование и безопасность.

SaaS-сервисы продуктивности также активно интегрируют в свои продукты генеративные модели. Например, Notion, инструмент единого пространства для знаний, не так давно внедрил ИИ в свой продукт.

В отличие от гигантов, у которых есть своя биг дата, стартапы не имеют возможности анализировать все данные пользователя, поэтому Notion применил готовое API от OpenAI.

Notion понимает контекст документа, в котором идет работа, и отвечает на вопросы внутри него. Система преобразовывает большие объемы информации в понятные и структурированные тексты, превращая их в доступные знания. Например, можно попросить помощника сократить текст, выделив его ключевые пункты, чтобы он стал доступнее для понимания коллегами. В итоге пользователь получает качественный и индивидуальный контент, на самостоятельное создание которого он бы потратил в несколько раз больше времени и сил.

Другой пример – Coda AI. Это платформа, использующая искусственный интеллект и силу своей табличной структуры данных не просто для работы с текстами, а для генерации готовых бизнес-решений. Например, по итогам совещания с коллегами Coda выделит ключевые пункты, разобьет их по статусам и создаст полноценную дорожную карту проекта, сформулировав конкретный план действий для команды.

Эти примеры интеграции GPT в SaaS-решения показывают, как бизнес-инструменты проходят очередной виток эволюции, дав каждому из нас новую волну продуктивности. Я думаю, что в будущем стоит ожидать еще больше инноваций и возможностей в этой области.

Инвестиции в продуктивность – опыт образовательных организаций

ИИ и генеративные модели способствуют повышению продуктивности и в некоммерческих организациях. Рассмотрим пример Khan Academy – полноценной онлайн-школы в США.

Khan Academy

Khan Academy - это некоммерческая организация, которая предоставляет бесплатные онлайн-курсы для школьников. Совместно с OpenAI они запустили пилотную программу, которая позволила образовательному опыту выйти на новый уровень. Обе платформы объединили свои силы, чтобы дать возможность получения качественного образования любому желающему по всему миру.

Как это работает? Ученик выбирает тему, которую хочет изучить, например алгебру. Затем он запускает чат с Khanmigo, который выступает в роли виртуального наставника. Он задает ученику вопросы, проверяет его знания, объясняет сложные понятия, дает советы и подсказки, мотивирует и поощряет. Ученик может задавать свои вопросы, выражать мнение, просить помощи или повторения. Система анализирует ответы ученика и адаптирует свой стиль и темп обучения к его потребностям и предпочтениям. Таким образом, ученик получает индивидуальное обучение, которое учитывает его сильные и слабые стороны, интересы и цели.

Такой подход повышает вовлеченность и мотивацию учащихся, помогает им развивать критическое мышление и самостоятельность. Повышается эффективность обучения, поскольку у каждого ученика есть свой индивидуальный процесс обучения, учитывающий его особенности. Учителя могут отслеживать прогресс и результаты своих учеников, предоставляя им качественную обратную связь.

Интеграция Khan Academy и GPT-4 – это перспективный и инновационный проект, который может полностью изменить образование в будущем.

Duolingo

Другой пример – Duolingo, популярное приложение для изучения языков, которое представило новый продукт Duolingo Max.

Интеграция основана на идее, что практика – это лучший способ изучать язык. Однако не всегда есть возможность найти для этого партнеров, особенно если вы изучаете редкий язык. Помимо этого, многие люди испытывают страх или стеснение при разговоре на иностранном языке с живыми людьми.

Вот здесь на помощь и приходит интеграция с GPT-4 – полноценный собеседник может поддержать любую тему разговора, адаптироваться к вашему уровню и стилю, дать вам советы и обратную связь и даже шутить. Вы можете выбрать персонажа, с которым хотите общаться, например, друга, учителя или даже знаменитость.

Такая интеграция повышает мотивацию и интерес к изучению языка, а также улучшает навыки общения и понимания иностранного языка. Это революционный шаг в области образования и технологий.

Выводы

Интеграция искусственного интеллекта и генеративных моделей в существующие SaaS-инструменты – это естественная эволюция от информационно-вычислительной эпохи в эпоху знаний. Простые приложения для управления задачами трансформируются в мощные платформы генерации идей, принятия решений и сотрудничества ИИ с человеком.

В заключение можно с уверенностью заявить, что искусственный интеллект уже сейчас изменяет парадигмы работы и ведения бизнеса, и эта тенденция будет только усиливаться в будущем.