Георгий
Цыганков

руководитель отдела бизнес-анализа компании iiii Tech ("Форайз")
© ComNews
12.09.2022

Самое сложное — найти баланс, который поможет решить цифровую дилемму: как сегодня работать и одновременно трансформироваться для сохранения конкурентных позиций в будущем. В свете последних событий решение этого вопроса усложнилось ещё больше. Как же нужно действовать, чтобы сохранить операционную эффективность и преобразовываться, рассказывает Георгий Цыганков, руководитель отдела бизнес-анализа компании iiii Tech ("Форайз").

За последние полгода правила ведения бизнеса сильно поменялись. Мы стали свидетелями глобальных изменений в организационных структурах компаний, цепях поставок, моделях взаимодействия, использовании технологий и ожиданиях клиентов. Всё это подтолкнуло компании кардинально пересмотреть свои IT-стратегии и планы по цифровизации. Более того, как показывает наша практика, для многих организаций стал насущным вопрос цифрового транзита процессов — перехода с привычных систем от зарубежных вендоров на российские аналоги или заказное ПО.

Фактически бизнес столкнулся с дилеммой. С одной стороны, цифровая трансформация не теряет актуальности, поскольку позволяет сокращать издержки, увеличить пропускную способность множества процессов и помогает решать принципиально новые задачи. С другой стороны, степень неопределенности и общая суматоха высоки как никогда, из-за чего поддерживать операционную эффективность и при этом понять, какие нововведения действительно необходимы, крайне непросто.

Можно выделить несколько ключевых шагов, которые помогут сделать переход в "цифру" сбалансированным и добиться результатов.

Оцените потенциальную эффективность

В попытках автоматизировать хаос можно потратить не один миллион рублей, не получив даже минимальной отдачи от вложений. Профессор Мичиганского университета и автор бестселлера "Дао Toyota" Джеффри Лайкер еще в прошлом веке писал, что к использованию информационных технологий и автоматизации следует подходить избирательно. Выбирать этот путь стоит лишь в ряде случаев, когда бизнес хочет получить:

● существенное сокращение объёмов рутинных операций,

● увеличение производственных мощностей в сотни и тысячи раз,

● возможность решать новые задачи, особенно те, которых ранее невозможно было сделать аналоговыми методами.

Например, компания может вручную категоризировать посетителей: раздавать анкеты, следить за их заполнением, обработать и сводить данные в одном месте. Однако в современных условиях для крупных компаний это звучит как серьезная задача, требующая много трудовых и временных ресурсов. Это рутинная задача, с которой быстрее и проще справится компьютерное зрение. Технология моментально и круглосуточно категоризирует посетителей по полу, возрасту и прочим признакам, собирая в тысячу раз больше данных, чем сотрудники, для дальнейшего анализа.

Однако если вы совсем небольшая локальная компания, которая производит узкоспециализированный продукт и всех своих клиентов знает в лицо, внедрение системы автоматической категоризации посетителей станет напрасным решением.

Поэтому, прежде чем решаться на любые нововведения, необходимо проделать глубокую аналитическую работу. Определите, какие задачи сейчас стоят перед вашим бизнесом, какие технологии помогут их решить, какие нужны будут инвестиции, как скоро они окупятся и насколько вырастут финансовые показатели.

Сформируйте единую стратегию

Цифровизация — это фундаментальное изменение процессов, а не набор разрозненных IT-решений. Даже крупный банк не сможет стать полноценной fintech-компанией, если не подойдет к изменениям комплексно: не поменяет продукт, маркетинг, позиционирование на рынке, модель коммуникации с клиентами, организационную структуру и многое другое. Всё это требует полноценной стратегии.

Однако чаще мы наблюдаем ситуацию, когда проекты по автоматизации происходят независимо друг от друга, каждым отдельным департаментом, что приводит к хаосу. Чтобы избежать этого, нужно проработать единую стратегию цифровой трансформации, в которой каждое направление бизнеса выполняет свою функцию. И, как часто это бывает, в процессе создания такой стратегии руководители понимают, что для полноценного перехода на цифровые рельсы нужно менять бизнес-модель и донести до всех сотрудников ценность такой масштабной трансформации компании.

Соберите компетентную команду

Часто попытки цифровой трансформации оканчиваются неудачей из-за недостатка компетенций: у руководителей или всей команды просто нет нужной экспертизы. Более того, компании в большинстве проектов по цифровой трансформации отказываются от введения в структуру единого центра преобразований – например, позиции Chief Digital Transformation Officer (CDTO). Это позволяет избежать разногласий и избежать ошибок

Важная вводная: многие компании находятся в условиях кадрового голода в IT-сфере, который особенно усилился в текущем году из санкций и ограниченного доступа к технологиям и программному обеспечению. За компетентных сотрудников на рынке сейчас приходится бороться.

Повышайте скорость внедрения изменений

На высококонкурентных рынках вопрос скорости работы IT-подразделения краеугольный: чем быстрее необходимо внедрять изменения, тем выше ценность автоматизации процессов. Чтобы обеспечить необходимую скорость доставки систем, IT-команды должны использовать современные методы проектной работы — Agile и DevOps — во всех своих средах.

Переход к более быстрой модели работы также полезен в других случаях. Это помогает молниеносно реагировать на изменения государственных нормативов и рыночных условий, позволяет компаниям быстрее обеспечивать новые возможности для поддержания конкурентных преимуществ.

Те, кто смогут быстро трансформироваться для внедрения новых возможностей, с наибольшей вероятностью добьются успеха в долгосрочной перспективе. Это возможно при условии поддержки требований сегодняшнего дня, которые, несмотря на кризис, остаются очень динамичными и аккуратного подхода, позволяющего сбалансировать долгосрочные и краткосрочные цели.