Большая перемена: как найти замену классическому бизнес-софту?
Егорова
старший менеджер ООО "АксТим" (ex-Accenture)
Ни для кого не секрет, что на российском рынке приостановили работу некоторые западные вендоры ПО. Как правильно нивелировать их уход?
Подход к использованию облачных бизнес-приложений, предоставляющих компаниям общие справочники и базы данных, обеспечивая регулярное получение обновлений функционала, сводя к минимуму необходимость заниматься инфраструктурными вопросами, должен быть пересмотрен.
В настоящий момент у компаний, зарегистрированных в Российской Федерации, в ряде случаев нет возможности возобновления подписки у западных поставщиков, и зачастую требуется поиск решения для перехода на другие решения.
По использованию западных on-premise приложений также есть вопросы, так как некоторые западные вендоры останавливают поддержку для решений, используемых на территории Российской Федерации.
Есть несколько вариантов.
Вариант первый: остаться на западном ПО в формате on-premise
On-premise— модель распространения программного обеспечения, когда оно устанавливается на серверах заказчика. При условии купленного программного обеспечения ранее, на таком продукте можно и остаться.
Подход вполне реален для корпоративного софта некоторых типов: например, для решений, которые обеспечивают бизнес-процессы, не подверженные частой корректировке со стороны законодательства и регуляторов. То есть, например, для автоматизации закупочной деятельности у компаний, не работающих по 223 ФЗ и 44 ФЗ, этот подход вполне имеет место быть.
Из плюсов, для таких систем возможно обеспечить работоспособность в полном отрыве от глобальной поддержки западных вендоров и обновлений при условии наличия квалифицированного штата специалистов: консультантов и разработчиков.
Минус – высокая вероятность невозможности получения обновлений от поставщика, невозможности расширения пакета лицензий или выполнения траблшутинга с участием единого центра поддержки при наступлении сбоя. Также встают вопросы по обеспечению безопасности по приложениям, к которым уже не будут поступать обновления от западного вендора.
Ценность использования решения будет со временем снижаться. По мере развития у компании встанут вопросы масштабирования операций и расширения функционала, использования новых технологий, что возможно повлечет снижение скорости и гибкости, не соответствие рыночному спросу.
В итоге таким решением можно пользоваться какое-то время, но в перспективе вопрос о замене всё равно рано или поздно встанет.
Вариант второй: отечественные аналоги в облаке
Можно подобрать и перейти на аналогичное облачное решение отечественного производителя ПО. Существует выбор из довольного широкого пула продуктов российских вендоров, способных заменить функционал западного поставщика.
Пример стремительно развивающихся российских облачных продуктов по автоматизации закупочной деятельности – система B2B Altis, "1С Управление Холдингом", Agora, BPMsoft от "Норбит" и другие.
Это наиболее быстрый вариант импортозамещения с минимальными затратами, однако есть и ограничения. Доработка решения в облаке зачастую недоступна клиенту, ею занимается сам вендор согласно своим представлениям о темпах и приоритетах развития продукта, а также исходя из доступных ресурсов для апгрейда.
Да, облачные вендоры прислушиваются к сообществу пользователей, откликаются на его запросы в плане изменения и доработок. Но происходит это согласно графику вендора, с учетом единых потребностей нескольких клиентов. При выборе того или иного решения, надо запрашивать дорожную карту развития продукта, обращать внимание на дату выпуска в продуктах интересующих функций.
Не стоит забывать, что при смене программного продукта потребуется решать вопросы интеграции с существующим ИТ ландшафтом компании, выстраивания отчетности. Также большое внимание следует уделить моменту, насколько у поставщика ПО широкая партнерская сеть.
При распределении работ по внедрению, расширению функционала, продукт будет выглядеть более привлекательным в глазах потенциальных клиентов при наличии компаний-партнеров.
Важным фактором при выборе облачного решения является подход вендора программного обеспечения к лицензированию, пролонгации лицензий и т.д.
Соответственно, при принятии решения о переходе на облачное решение российского поставщика, помимо функционала, подхода к лицензированию, следует оценить и другие вышеизложенные факторы.
Вариант третий: отечественные аналоги on-premise
Также возможен вариант локального развертывания российских продуктов на собственной ИТ-инфраструктуре.
Многие on-premise продукты, доступные сегодня, обеспечивают значительный уровень независимости от вендора. Компании получают широкие возможности по развитию функционала системы и адаптации под потребности бизнеса.
"Допиливать" функционал по стандартному циклу разработки можно гораздо меньшими ресурсами, чем при разработке продукта с нуля. Компания в этом процессе зависит только от ресурсов и приоритетов, обеспечивая себе более управляемые циклы доработки необходимого бизнес-софта.
Важно учесть наличие развитой партнерской сети вендора программного обеспечения, чтобы нивелировать и снижать риски по ограничению ресурсов на доработки. Например, у компании 1С на территории России и стран СНГ имеется более 8000 организаций – партнеров, которые могут оказывать услуги по внедрению, поддержке и развитию продуктов.
Минус – необходимость самостоятельно заниматься железом, на котором развернута система: выполнение базовых задач системного администрирования, заботы о жизненном цикле оборудования, включая апгрейды и ремонты.
Также необходимо самостоятельно отслеживать и управлять циклом обновлений приобретенного софта: закачивать патчи и устанавливать их по мере необходимости.
Резюмируя, вариант выбора on-premise программного обеспечения повышает независимость клиента в усовершенствовании продукта под собственные нужды, что зачастую является одним из определяющих факторов.
Вариант четвертый: собственная разработка
Создать свой "кастомный" программный продукт, который будет соответствовать бизнес-требованиям именно вашей компании – это тоже вариант, имеющий право на существование.
Это действительно логичный импульс: "сделаем свое, строго под себя". У каждой компании индивидуальные требования к софту, и в теории можно самому или с подрядчиком написать его на основании технического задания.
Преимущество подхода – полное владение продуктом, отсутствие зависимости от внешнего вендора.
Но здесь необходимо учитывать несколько сдерживающих факторов. Свой программный продукт Enterprise-уровня – это долго.
К примеру, прототип закупочного решения с базовым функционалом по выбору поставщика и управлению поставщиками можно реализовать за три месяца, в то время как примерно за такой же срок можно внедрить полноценный базовый функционал таких систем, как B2B Altis, BPM soft от Норбит или 1С Управление Холдингом. Отдельный вопрос – цена создания решения с нуля.
Речь будет идти о серьезных средствах для любого бизнеса. Доводить MVP до ума – это еще более длительные сроки и новые затраты по финансовой части.
Для реализации этого сценария понадобится команда ИТ-разработчиков – очень серьезная и опытная. Иногда придется изобретать собственный велосипед – базовые вещи придется делать заново. Например, интеграционные интерфейсы с другими системами, архитектуру решения и его встраиваемость в существующий ИТ-ландшафт.
Все это потребует согласования со специалистами, которые владеют информацией по существующему ИТ-ландшафту и по бизнес-процессам, учитывать особенности ИБ-периметра и т.д. Этот вариант подходит для мегакорпораций, где объемы операций оправдывают затраты финансов и поддерживаются необходимыми кадрами.
Кроме того, если заказывать разработку у подрядчиков, то придется выходить на рынок с ТЗ, которое нужно правильно сформировать, провести закупку. То есть до старта разработки пройдет еще несколько месяцев организационных процедур.
То есть, принимая решение идти в кастомную разработку, необходимо учитывать не только удобство и функционал будущей системы, а также масштаб вовлечения внутренних и внешних команд и бюджет данного проекта.
Верная ставка
Сегодня при выборе корпоративного софта для автоматизации бизнес-процессов важно учитывать не только наличие необходимого функционала у ПО, стоимости внедрения, наличия существенного опыта внедрения у других клиентов, но и подход к лицензированию, предлагаемый вендором. Речь идет о стоимости лицензий, сроке их действия, условиях пролонгации, лицензировании по модулям/функционалу и т.д.
Не менее значимым является фактор наличия дорожной карты развития системы, четкое и прозрачное понимание о датах и объеме обновлений функционала.
При выборе решения отечественного бренда, учитывая ситуацию неопределенности и уязвимости, важно также учитывать степень развития партнерской сети у вендора для своевременной и качественной адаптации функционала под требования бизнеса.
При выборе любого из вышеописанных вариантов надо помнить про вопросы интеграции с существующим ИТ ландшафтом, выстраивание подхода к формированию отчётности отчетности, процесс управления пользователями в новом продукте, способ архивирования данных.