Как ИТ-технологии экономят топливо для логистических компаний
Мадани генеральный директор ГК "Деловые Линии"
Последние прогнозы крупных зарубежных аналитических агентств (Gartner, IDC, TrendForce) свидетельствуют о мировом росте гиперавтоматизации до 596,6 млрд долларов к концу 2022 года (плюс 63,2 млрд долларов к предыдущему году). Мировые тенденции свойственны и для российского рынка логистических услуг. Более того, в условиях сложившихся ограничений многие эксперты приравнивают скорость внедрения ИТ-решений к эквиваленту выживаемости бизнеса в России. Почему цифровизацию нельзя откладывать на завтра даже в период кризиса и насколько экономически целесообразно использование отечественных разработок, рассказывает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.
- После пандемии приоритеты предпринимателей, автоматизирующих производство, сместились в сторону обеспечения устойчивого развития и бесперебойного функционирования бизнеса. Подскажите, собираются ли российские компании снижать затраты на внедрение механизмов ИТ-управления?
- В 2022 году тенденция к внедрению ИТ-инноваций продолжается, в том числе у российских компаний. Более того, применение технологий ИТ-управления становится выгодным с точки зрения сокращения срока окупаемости платформенных инноваций. По данным экспертов логистической отрасли, к 2022 году они составляют от 3 до 5 лет с момента введения технологии в эксплуатацию. Кроме этого, турбулентная экономическая ситуация побуждает российский бизнес искать пути снижения рисков и затрат на грузоперевозку. На эти расходы приходится около 40% розничной стоимости товара. Дополнительным аргументом технологизации процессов является способность инноваций положительно влиять на сокращение потерь логистических компаний, которые в условиях тренда на бережливую логистику и колебаний ставок фрахта приравниваются ко всем процессам, происходящим в цепочке поставок.
- Можете ли вы обозначить, какую статью расходов, в первую очередь, стараются оптимизировать отечественные грузоперевозчики за счет автоматизации?
- Согласно последним данным рынка, от 30% до 50% от общего объема издержек для отечественных служб доставки составляют затраты на топливо, при этом стоимость горючего в России ежегодно увеличивается. К примеру, средняя розничная цена на дизель в 2022 году выросла на 8,6% к уровню прошлого года и составила 54,8 рублей за литр.
В первую очередь, проблема значима для Дальневосточного федерального округа, в котором порядок цен значительно выше ЦФО. К примеру, в Магаданской области стоимость АИ-92 составляет 61,56 рубля за литр, на 14 копеек выше московских расценок. А с учетом удлинения плеча поставок груза, в связи с глобальной перестройкой маршрутов, затраты на топливо по данному направлению увеличиваются.
- Что предпринимают логистические компании, чтобы решить проблему увеличения топливных расходов? Возможно ли здесь использовать ИТ-технологии?
- К возможным "классическим" вариантам решения проблемы относят выбор оптимального скоростного режима, так называемое "экономичное вождение", постоянные проверки уровня давления в шинах и закупку деталей.
С развитием цифровых технологий среди методов экономии стали использовать телематику с возможностью спутникового отслеживания местоположения грузовика.
"Деловые Линии" ещё в 2001 году сделали ставку на автоматизацию. Мы повысили эффективность грузоперевозки путем проведения ИТ-экспертиз и внедрения системы TMS, тем самым снизив количество опозданий грузовых автомобилей до 1%, складских и операционных затрат – на 15%, транспортных расходов – на 10%.
Одна из последних технологий, которую мы внедрили с целью автоматизировать расходы на топливо, – планирование оптимальных заправок большегрузных транспортных средств (БТС). Ведь ошибки, допущенные в результате самостоятельного выбора водителями автозаправочных станций и определения необходимого объема топлива, влекут за собой существенные финансовые потери организации грузоперевозки. Подобные недочеты связаны с тем, что отечественные экспортеры ориентируются на регламенты, не обновляющиеся в режиме реального времени. Соответственно, возможность выбора АЗС с минимальной стоимостью на бензин у дальнобойщиков отсутствует, как и способность компании проконтролировать эффективность использования выделяемых дневных квот на дозаправку.
- Расскажите подробнее о последней технологии. Как налажен процесс планирования, и как проявила себя система на практике?
- Программное решение Fleet TMS, разработка BIA Technologies, позволяет минимизировать потери операторов на закупку топлива за счет автоматизированного планирования оптимальных заправок БТС.
Теперь стало возможным проводить планирование расписания АЗС на рейсах БТС, информировать водителей о соответствующих изменениях, а также контролировать передвижения грузовика для достижения максимального экономического эффекта. С помощью мобильного приложения водители получают актуальную информацию о расписании заправок, а также имеют возможность дать обратную связь по состоянию доступности АЗС. Нам удалось оптимизировать маршруты, добавив порядка 30% дополнительных заказов в один маршрут, на 25% сократить простой машин и на 10% – транспортные расходы. Система позволяет планировать около 2 тысяч рейсов ежедневно, а математическая модель учитывает порядка 400 важных при работе в городах с разной инфраструктурой параметров.
Необходимо помнить, планирование заправок – еще один фактор достижения максимального экономического эффекта. Решение синхронизируется с внешними обстоятельствами. Например, если водитель пропустил заправку по причине "человеческого фактора", то сработает плановый пересчет расписания АЗС, и система будет прогнозировать следующую остановку с учетом необходимости поддержки минимального запаса топлива.
- Как вы считаете, можно ли строить положительные прогнозы в развитии российского логистического рынка ИТ-решений в ближайшей перспективе?
- Если еще несколько лет назад мы относились к процессу автоматизации с осторожностью, то сейчас все абсолютно уверены, что будущее транспортной отрасли – за роботизированными системами. В течение ближайших 5 лет этот тренд будет только усиливаться, и чтобы сохранить свою нишу на рынке, компаниям необходимо уже сегодня иметь цифровые элементы для управления складскими или транспортными процессами. Сегодня на пути внедрения инноваций большинство операторов действительно сталкиваются с проблемами замены зарубежного ПО, но это обстоятельство коренным образом не меняет тенденции к повышению эффективности реализации бизнес-процессов путем внедрения платформенных решений.
Говоря о перспективах развития рынка, безусловно, строить положительные прогнозы возможно. В 2022 году более перспективным способом снижения топливных издержек для логистических компаний видится в использовании информационно-центричной парадигмы с бесшовной цепочкой автоматизированных решений. Особого внимания заслуживают решения по автоматизации планирования заправок большегрузных транспортных средств.
В выборе методов автоматизации нельзя не учитывать общеполитическую и экономическую ситуацию в стране, однако, важно помнить: преимуществом на рынке в долгосрочной перспективе будут обладать только те операторы, которые имеют хороший производственный опыт и зрелые решения по оцифровке процессов. А это означает, что начинать переход на новые системы необходимо как можно быстрее.