Сергей
Ложкин

генеральный директор PIX Robotics
© ComNews
16.05.2022

Внедрение цифровых решений и оптимизация процессов в компании сегодня - показатель конкурентоспособности, современного подходах к экономии ресурсов компании. Наибольший рывок в развитии рынка RPA произошел в период пандемии. Правда, полноценную реализацию политики импортозамещения тормозил недостаточный уровень спроса на российские разработки. Популярный, уже привычный зарубежный софт владел российским рынком. Рискам от такой сильной зависимости от запада особо никто не придавал значение. Но события февраля 2022 года перевернули представления о будущем технологий. Равно как и о будущем компаний, которые прочно сидели на импортном софте. А тем временем российские разработчики RPA-платформ уже достигли такого уровня развития и технологичности, что стали готовы к полномасштабным внедрениям, замене аналогов. Какие требования сегодня предъявляет заказчик к отечественным вендорам и на что смотрят при выборе платформ, расскажу в этой статье.

Построение цифровой бизнес-модели

Компании, которые гибко реагируют на изменения, сегодня стараются выстраивать цифровую модель бизнеса. Если говорить о роботизации, то обоснование проекта, сам процесс внедрения (порой непростой и длительный), подключение к этому команды, ее обучение и так далее определяются как новые возможности, польза и выгода. Такие предприятия не отстают от тенденций и рынка, иногда даже идут на шаг впереди. Это касается как оптимизации с нуля, так и импортозамещения.

Прежде всего, переход на российское ПО экономически выгодная политика. Стоимость иностранного софта привязана к курсу валюты и санкциям, меняется вместе с ними. Соответствующие риски возникают в виде увеличения стоимости решения на входе в проект, а также финансовом планировании продления и расширения лицензий в последующие после внедрения годы. Например, проект по миграции RPA составляет 30-50% от первоначальных затрат.

Сегодня на рынке представлено несколько "почти взрослых" компаний-производителей роботизированных платформ. Каждая обладает более или менее похожим базовым функционалом. Дополнительные возможности, включая технические и технологические, уровень сервиса и прочее могут кардинально отличаться.

Что важно при выборе платформе

Сейчас компании в основном интересуются информацией о продуктах: есть ли возможности как у зарубежных решений, за какое время и стоимость осуществится переход. Например, к нам за последний месяц поступили запросы о финансовой стабильности, есть ли гарантии, что мы не уйдем с рынка, сколько успешно реализованных проектов было за последние годы, планируем ли масштабироваться, есть ли международный опыт и представительство за рубежом. Давайте по порядку рассмотрим ключевые требования к платформам.

  • Устойчивость вендора. Показатель состоит из нескольких критериев. Это и долгосрочная стратегия, которая предусматривает поиски компанией перспектив на рост, а не сугубо способов продаж. Это и финансовая устойчивость, и географическая, когда компания имеет представительства в разных городах и странах. Стратегическая устойчивость означает наличие курса на развитие продукта, сильную команду, ее обучение и усиление HR-бренда.
  • Наличие конвертера для импортозамещения. При помощи современного переходника, состоящего из комплекса технологических, методологических, юридических решений, на 60-70% повышается скорость перевода с западных вендоров, впоследствии - гарантируется беспроблемная работа. Конвертер должен обладать простотой в использовании, проводить интеллектуальный анализ проекта, миграцию скриптов и тд.
  • Независимость от потенциальных санкций. Наличие в платформе поддержки нескольких операционных систем обеспечивает безопасную работу, на которую существенно снижено влияние геополитические и экономические перепады.
  • Наличие партнерской сети. Решение должно поддерживаться различными системными интеграторами, что также является фактором устойчивости, интереса и признания платформы другими участниками рынка. Партнеры позволяют делать большие проекты, продавать и осуществлять сервис. Это показатель зрелости компании, ее готовности к масштабированию.
  • Активность в комьюнити. Создание сообщества формирует круг лояльных клиентов, позволяет решать ряд бизнес-задач. Иными словами, пользователи должны любить платформу. Комьюнити является эффективным способом распространения информации о том, что происходит в компании, что делает вендор для решения проблем пользователей, организации конкурсов, работой с вузами и тд.
  • Портфель успешных, сложных кейсов. Реализованные проекты в различных секторах (промышленности, добычи, здравоохранения, финансовом секторе и тд) говорит о "принятии" платформы бизнесом. Разнообразие кейсов указывает на универсальность RPA-платформы, применимости решения не только в госсекторе, крупном и среднем бизнесе.
  • Выделенная линия техподдержки. Быстрая и адекватная реакция на запросы пользователей и партнеров.
  • Многоуровневое обучение сотрудников. Наличие у вендора онлайн-обучения с получением сертификата, бесплатных тренингов на ежемесячной основе, индивидуальных программ "под заказ" для компаний, курсов для партнеров позволит быстро нарастить компетенцию, используя ресурсы вендора, так как обучение "в бою" - самое быстрое и эффективное.
  • Совместимость ML. Машинное обучение - будущее роботов, технология, позволяющая им становиться умнее. Чаще всего ML используется в Service Desk для автоматического распределения сортировки обращений. Также ML полезен при скоринге, например, в банках, страховых учреждения, где важна проверка данных с проведением аналитики.