Екатерина
Рыжова

директор "ЯКласс" в России
© ComNews
10.01.2022

Рынок онлайн-образования стремительно растет. Объем мирового рынка EdTech в 2020 году составил $227 млрд, а объем российского рынка — около 60 млрд рублей. В России рост показывает именно частный сектор. Государственные платформы только начинают разворачиваться. Как это влияет на игроков edtech-сектора и какие меры нужно принимать властям для его развития, рассказала Екатерина Рыжова, директор "ЯКласс" в России.

Какая ситуация на российском рынке сейчас

В России образование давно национализировано: абсолютное большинство школ в стране являются государственными. Частных на конец 2020 года насчитывалось только 1,9% (851 учреждение, где учатся 123 тыс. человек), и находятся они преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. В 2019 году аналитики прогнозировали рост числа частных школ до 6% в 2021 году, но пока к этому нет реальных предпосылок. Сложная экономическая ситуация в мире и пандемия, породившая новые финансовые проблемы у населения, напротив снижают такую вероятность.

Кроме того, государство теперь сильнее контролирует образовательный контент: в мае 2021 года Сбербанк, ВЭБ.РФ и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) купили 75% акций ОАО "Просвещение" — крупнейшего издателя учебников и методических материалов в стране. Сумма сделки превысила 100 млрд рублей. В июне же стало известно, что корпорации намерены разработать масштабную программу создания свыше 1300 новых школ с "передовым оборудованием и лучшими инфраструктурными решениями". А МЭШ (Московская электронная школа) и ЕИС "Контент" (Московская область) выступают в одном поле с частными образовательными ресурсами, используя административный ресурс. МЭШ, по замыслу мэра Москвы, должна стать крупнейшей учебной платформой в стране.

Но самое важное изменение российского образования — принятие Закона о просветительской деятельности (дополнение ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), который вступил в силу 1 июня 2021 и теперь создает множество препонов для развития рынка онлайн-образования. Министерство просвещения будет внимательно наблюдать за организациями, которые занимаются методическим обеспечением образовательных учреждений. В некоторых ситуациях может потребоваться ограничить круг лиц, имеющих право заниматься просветительской деятельностью, из-за нарушений ими правовых требований.

Такой подход может повлечь за собой сложности входа на рынок онлайн-образования, увеличение стоимости услуг и усложнение работы цифровых образовательных ресурсов.

Как государство помогает российскому образованию

Положительные действия со стороны правительства в сегменте образования безусловно происходят. Например, в рамках нацпроекта "Образование" в 2021 году все российские школы будут подключены к высокоскоростному интернету — на это планируется выделить 1 млрд рублей. Таким образом у школьников появится доступ к качественным образовательным программам, а у учителей возможность в ситуациях, подобных пандемии, продолжать учить даже без физического посещения занятий учениками.

Благодаря нацпроекту "Наука и университеты" Минобрнауки выделит вузам и НИИ более 8 млрд рублей на новое оборудование. Это даст педагогам и студентам возможность пользоваться современными цифровыми образовательными ресурсами.

Другое ценное решение для студентов — появление национальной платформы "Открытое образование", учрежденной ведущими государственными университетами. Она обладает большой базой курсов, разработанных в соответствии с программами высшего образования. Вместе с этим Минобрнауки представило гранты на создание информационного ресурса "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Гранты предназначены для вузов, которые должны обеспечить свободный доступ по принципу "одного окна" для всех учащихся к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями.

Впрочем, не все государственные проекты, которые представляют ценность для образовательного сектора, заработали. Например, была запланирована интеграция МЭШ с независимыми цифровыми образовательными онлайн-платформами — "ЯКласс", "Учи.ру", Skyeng и другими. Однако этого не произошло до сих пор.

В 2016 году ФРИИ и издательство "Просвещение" планировали запуск акселератора для образовательных стартапов с суммарным объемом инвестиций до 3 млрд рублей, но проект закрыли еще до старта. А в 2018 году должен был открыться Фонд поддержки социальных проектов при АСИ и РВК, в акселерационную программу которого входят в том числе образовательные проекты ("Медзнание", "Тотальный диктант" и другие). Этот фонд также не состоялся.

Некоторые же идеи со стороны государства просто не получили достойного развития. Например, в 2020 году Национальная технологическая инициатива запустила ресурс для онлайн-обучения — агрегатор kruzhok.org, где собраны онлайн-ресурсы для дистанционного обучения и участия в кружках. Но широкого распространения проект не получил: у него очень маленькое количество пользователей.

Где возникают пересечения

В секторах дополнительного и корпоративного образования государство активно взаимодействует с частными образовательными компаниями. Например, на сайте Московского инновационного кластера появился образовательный сервис с 21 онлайн-курсом по различным цифровым направлениям: маркетинг, владение графическими редакторами, соцсетями. Пока он работает только в пилотном режиме, но не исключено, что в дальнейшем он станет одной из основных платформ для российских специалистов.

В вузах развиваются собственные образовательные сервисы: например, учебный центр "Специалист.ру" при МГТУ им. Баумана для дополнительного профессионального образования. Центр содержит более 1000 курсов для начинающих и профессионалов для переподготовки, повышения квалификации, с очным, заочным, индивидуальным обучением. А в области среднего профессионального и дополнительного профессионального образования появляются такие платформы, как "Академия Ворлдскиллс" — для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров от федерального проекта "Молодые профессионалы". За четыре года через Академию прошли почти 300 руководителей образовательных организаций, больше 21 тыс. преподавателей (повышающих квалификацию).

Однако важно отметить, что такого рода пересечения идут только на пользу всей системе образования, в том числе edtech-компаниям: благодаря поиску новых решений и постоянной борьбе за пользователя рынок онлайн-образования растет быстрее и становится все более персонализированным для клиентов.

Что государство делает в других странах

Китай ужесточает требования для урегулирования рынка онлайн образования и усиливает контроль. В мае 2021 власти оштрафовали Yuanfudao и Zuoyebang за недостоверные сведения о своей деятельности, начиная с данных об уровне подготовки преподавательского состава и заканчивая подделкой отзывов пользователей. Помимо этих образовательных проектов давление оказывается еще на ряд технологических компаний: Gaotu (капитал сократился с $16,5 до 1,6 млрд с начала 2021 года), TAL Education (потеряла около 60% стоимости), New Oriental Education & Technology (потеряла $2,1 млрд).

В то же время Министерство образования Китая сотрудничает с Alibaba по системе видеоконференций для школ. И при поддержке государства в стране во время пандемии были запущены две образовательные онлайн-платформы: XuetangX и iCourse International.

Похожие действия (в отношении edtech-сервисов) предпринимают другие страны. Государство и министерство образования Индии создает собственные eLearning-платформы: SWAYAM, DIKSHA, e-PG Pathshala, Virtual Labs и другие. В США государственный вуз The University of Arizona сотрудничает с образовательным сервисом McGraw-Hill, например в рамках реализации адаптивного ПО на уроках алгебры. Но Американская образовательная компания 2U шагнула еще дальше в цифровизации учебы и заключает контракты с вузами и колледжами, в рамках которых студенты могут получить степень онлайн.

Совместная работа российского государства и рынка онлайн-образования: необходимые перемены

Усилия государства и частного сектора должны быть направлены не на конкурирование, а на сотрудничество и взаимопомощь. Синергия частного и государственного секторов будет активнее развивать рынок онлайн-образования в целом. В частности, необходимо формирование конкурентной среды с понятными и едиными для всех правилами, ликвидация монополий и увеличение частного бизнеса в основном и высшем образовании.

Помимо этого требуется легитимация цифровых образовательных ресурсов, онлайн-школ и онлайн-университетов как части системы образования, что с учетом нового закона о просветительской деятельности оказывается под большим вопросом. И будет не лишней помощь школам и вузам в разработке собственных онлайн-программ и включение программ цифровых ресурсов в программу обучения — даже после пандемии это останется актуальным.

Стоит задуматься о развитии государственного-частного партнерства между школами, колледжами, вузами и частными образовательными платформами. Вплотную заняться инфраструктурными проектами — по проведению высокоскоростного интернета в отдаленные местности, оснащению школ и вузов современными компьютерами, цифровизации образования. Меры в этом направлении предпринимаются в рамках ЦОС, но даже по самым оптимистичным планам к 2024 году проект охватит только 25% образовательных учреждений. Чтобы это сделать быстрее, необходимо увеличение расходов на edtech, а пока есть лишь обратная история — финансирование сектора сокращают.

Рынок edtech увеличивается на 25% в год, пандемия стала триггером, но для дальнейшего роста важно объединить усилия в рамках государственно-частного партнерства. Необходимо сформировать конкурентный рынок с едиными правилами для всех образовательных компаний, ликвидировать монополии, стимулировать увеличение доли частных образовательных организаций, а также направить усилия на поддержку экспорта российских образовательных компаний на международный рынок.