Леонид
Аникин

директор по развитию бизнеса Mail.ru Цифровые технологии
© ComNews
15.02.2021

Представления о роли ИТ-директоров и наборе компетенций, которые им необходимы, долгое время дрейфовали от технологий к бизнесу. Первоначальная роль технического специалиста постепенно дополнялась задачами, связанными с выбором конкретных решений, технологий, обоснованием их необходимости. Эта трансформация представлений о CIO привела к тому, что сегодня спектр компетенций, которые необходимы им и возглавляемым ими ИТ-департаментам, стали полностью определяться потребностями бизнеса.

Три типа современных CIO

Всех ИТ-руководителей можно разделить на три группы.

Первую составляют CIO-визионеры. Они определяют пути цифровой трансформации, разрабатывают новые формы коммуникаций с клиентами, выстраивают и совершенствуют каналы продаж и, главное, возглавляют эти процессы в своих компаниях. Они основываются на собственном понимании изменений ИТ-ландшафта и предлагают новые пути развития всего бизнеса компании, а не только его технологической составляющей. Роль таких ИТ-руководителей — создание общей схемы, обрисовка каналов продаж и одновременное формирование технической архитектурной концепции реализации таких схем.

Вторая категория ИТ-директоров — CIO-архитекторы. Они прекрасно знают технологический масштаб предприятия и концентрируются на совершенствовании его отдельных элементов. Логистическая система не масштабируется, у CRM существуют серьезные ограничения, — и обеспечение необходимой функциональности каждого из элементов становится главной задачей такого CIO. Не создание новых бизнес-схем, но кардинальное изменение архитектуры — в этом заключается его роль.

Третья группа — CIO-оптимизаторы. Подход таких специалистов — обеспечить наиболее эффективную работу существующей инфраструктуры и добиться при этом сокращения расходов на нее.

Не столько технологии, сколько бизнес

Компетенций "оптимизаторов" уже недостаточно для CIO. Такие специалисты нужны в ИТ-департаментах, но они не смогут их возглавлять. Современные директора по информационным технологиям должны смотреть на бизнес и ИТ-ландшафт намного шире.

Такие руководители ищут новые пути решения бизнес-задач, например, запускают прием заказов через Telegram, используют возможности интеграции с Facebook, ищут технологии, которые можно использовать в социальных сетях. Идея продажи через Telegram не может родиться у бизнеса, если ему не известно о наличии такой функциональности. И в такой ситуации компетенции CIO могут кардинально изменить каналы продаж и весь облик бизнеса.

CIO-визионеры в гораздо большей степени ориентированы на бизнес, нежели на технологии. Их роль — определение новых направлений развития бизнеса на основе их представлений о том, какие возможности для этого предоставляют современные технологии. Здесь вполне будет логичным вопрос о том, столь ли необходимо каждому CIO становиться визионером. Он не станет заниматься такими задачами, как DevOps или Kubernetes, ему вполне достаточно просто понимать, какими ресурсами можно реализовать эти технологии. Отсюда следует, что для CIO-визионера сами по себе глубокие знания технологий уже не столь необходимы: он уже перерос их уровень.

Пути конкретной реализации бизнес-задач при помощи технологий — сфера приложения сил второй группы ИТ-директоров, архитекторов. Они работают на имплементарном уровне и лучше всего понимают, как реализовать задачи, поставленные визионерами быстро и с наименьшими затратами.

Какие компетенции CIO сегодня наиболее актуальны

Часто набор компетенций, необходимых ИТ-руководителям, выводится из современных технологических трендов. Такой подход, безусловно, имеет право на существование. Но более логичным представляется другой, когда круг компетенций определяется не технологиями вообще, а потребностями в них каждой компании в отдельности, а следовательно — бизнес-задачами, которые перед ней стоят. Попробую продемонстрировать эту зависимость.

Многие компании сегодня сталкиваются с необходимостью разработки собственных информационных систем. Она возникает, когда бизнес стремится реализовать новые идеи и обеспечить новые процессы необходимыми инструментами. Если для традиционных сфер деятельности вендоры ПО в большинстве случаев могут предложить готовые или настраиваемые системы, то для новых бизнес-моделей таких решений как правило не существует. И тогда компания вынуждена приобретать компетенции в области разработки.

Первая, базовая, среди этих компетенций — DevOps, методология быстрого создания и запуска ИТ-систем, которая позволяет использовать современные платформы, облачные или локальные, которые позволяют выстроить процессы разработки, гибкое управление ими. Уровень ниже — компетенции в микросервисной архитектуре и, как следствие, контейнерной виртуализации, Kubernetes. Это — не самая простая технология, работа с которой требует и наличия в ИТ-департаменте профильных (и дорогих) специалистов, времени и значительных дополнительных расходов. Поэтому приход в облака, где Kubernetes можно использовать уже в готовом, настроенном виде, становится для ИТ-руководителя и осознанным, и рациональным выбором. Такой подход позволяет максимально быстро добиться создания MVP, затем тестовой среды и продуктива, причем не выходя за рамки единого процесса разработки. Те же самые компетенции потребуются, когда для решения бизнес-задач необходима переработка существующих бизнес-приложений, — пересборка, изменение архитектуры и т.д.

Вторая группа компетенций связана с облаками и мультиоблаками. На первый взгляд, удивить специалиста облачными технологиями сегодня сложно. Но в данном случае важны не столько сами технологии, сколько бизнес-логика их применения.

Серьезная потребность в облаках может возникнуть из идеи аутсорсинга сервисной архитектуры. Сегодня под каждую бизнес-идею запускается отдельное приложение. При этом в момент его разработки еще неизвестно, станет ли новый процесс основным, определяющим для развития компании, или вспомогательным и даже краткосрочным. Облака необходимы как раз для работы в такой неопределенности. Эту готовую инфраструктуру можно бесконечно масштабировать или, при необходимости вообще отказаться от ее использования. Более того, такой подход реализуем и при выстраивании собственной ИТ-платформы предприятия. Каждый ее слой должен масштабироваться независимо от остальных.

Однако, современные облака — не просто инфраструктура, но и платформа. Использование ее в качестве сервиса позволяет не только создавать и развертывать бизнес-приложения, но и целиком выстраивать бизнес-процессы или решать задачи по обработке данных: обрабатывать запросы клиентов, формировать выдачу, анализировать данные.Компании начинают активно пользоваться этими возможностями: по данным Mail.ru Cloud Solutions, облачный рынок в России в 2020 году вырос на 40%, а сегмент платформенных сервисов — в 3 раза.

Еще один аспект использования облаков — необходимость учета специализации разных провайдеров. Одни специализируются в области обработки данных, другая — на предоставлении сервисов, связанных с доставкой контента. Компетенции в области мультиоблака позволяют выбрать наиболее эффективные решения не на базе предложения одного оператора, а рассмотреть и использовать наиболее подходящие для специфичных задач предприятия.

Как изменилась экономика ИТ

Главная проблема современных корпоративных ИТ — попытки загнать решение бизнес-задач в старые шаблоны финансово-экономического обоснования (ФЭО). Часто это не только приводит к снижению бизнес-показателей, но и не позволяет добиться необходимого результата.

Обеспечение работоспособности ERP-системы — классический пример задачи, которая ставилась перед CIO в прошлом. Сегодня перед компаниями такой проблемы не возникает вовсе: она решается на уровне провайдера облака, в котором ERP и расположена. Современному бизнесу необходимо быстро разработать и запустить дополнительный модуль к ERP, при помощи которого будет решаться новая бизнес-задача или обеспечиваться новый процесс.

Изменилась сама постановка вопроса. Сегодня компания рискует умереть, если в ее многослойной цифровой платформе отдельные блоки не масштабируются или постоянно требуют подключения дорогих серверов или бесконечного приобретения новых лицензий. Любой из элементов инфраструктуры должен соответствовать современным требованиям. А финансово-экономическое обоснование этой задачи должно строиться не на технологической, а на бизнес-модели.