© ComNews
26.09.2017

ИТ-компания "Техносерв" создала единую территориально распределенную систему мониторинга ИТ-инфраструктуры для АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (СО ЕЭС). Система мониторинга позволяет получать информацию о событиях, происходящих на ИТ-инфраструктуре СО ЕЭС в едином центре, оперативно оценивать влияние состояния оборудования на работу ключевых информационных систем предприятия, а также обеспечивать отказоустойчивое функционирование систем.

Как отметили в пресс-службе "Техносерва", специфика ИТ-инфраструктуры СО ЕЭС обусловлена трехуровневой структурой управления диспетчерскими центрами. В каждом диспетчерском центре системного оператора использовались самостоятельные средства мониторинга.

"Сайты новой системы мониторинга ИТ-инфраструктуры установлены во всех филиалах уровня ОДУ - объединенных диспетчерских управлениях - и централизованно получают данные о состоянии ИТ-инфраструктуры и информационных систем из всех филиалов уровня РДУ - региональных диспетчерских управлений - своих операционных зон. Помимо мониторинга объектов ИТ-инфраструктуры формируется статус состояния ключевых информационных систем - ИТ-сервисов - на основе заранее описанных ресурсно-сервисных моделей. Далее собранная на уровне филиалов ОДУ информация о состоянии ключевых ИТ-сервисов поднимается на уровень главного диспетчерского центра - ГДЦ, позволяя в режиме реального времени наблюдать за качеством работы основных информационно-управляющих систем", - отмечают в компании.

"Эффект от внедренного "Техносервом" решения стал заметен сразу: существенно сократилось время реакции ИТ-персонала СО ЕЭС на аварийные сообщения, а также сроки локализации и первичной диагностики неисправностей. Это привело к снижению времени простоя ИТ-систем в целом. Благодаря единообразию информации о состоянии ИТ-инфраструктуры и доступности данных из единой консоли системы мониторинга, региональные специалисты могут получать оперативную помощь от администраторов вышестоящего диспетчерского центра", - подчеркнул старший вице-президент компании "Техносерв" Борис Бородянский.

Директор по информационным технологиям СО ЕЭС Глеб Лигачев сообщил, что работа над проектом состояла из нескольких этапов.

"В рамках первых двух этапов осуществлялась апробация двух архитектурных вариантов построения - так как наша инсталляция является одной из крупнейших в Европе", - отметил он. В итоге компания получила возможность тиражирования решения в филиалы РДУ силами специалистов ОДУ. "По итогам завершившегося недавно третьего этапа внедрения единая система мониторинга развернута в Главном диспетчерском центре, всех семи ОДУ и в одном из РДУ каждой операционной зоны ОДУ", - отметил Глеб Лигачев.

В компании "Техносерв" корреспонденту ComNews сообщили, что первые два этапа проекта затронули площадки исполнительного аппарата в Москве и двух филиалов, в Хабаровске и Самаре. Третья часть проекта включала полномасштабное внедрение в 11 крупнейших городах - Москве, Улан-Удэ, Мурманске, Костроме, Краснодаре, Петербурге, Кемерово, Екатеринбурге, Пятигорске, Челябинске, Якутске. Как уточнили в компании, выполнение всех трех этапов создания единой системы мониторинга производилось на базе программных продуктов CA Technologies.

"Выполнение всех трех этапов создания единой системы мониторинга осуществлялось специалистами "Техносерва". В результате на мониторинг поставлено более 100 ИТ-систем и 1,5 тыс. различных объектов ИТ-инфраструктуры", - отметили в компании. Для контроля состояния информационных систем (ИТ-сервисов) разработаны соответствующие ресурсно-сервисные модели.

"Среди контролируемых объектов - оборудование и системы Единого территориально распределенного корпоративного центра обработки данных (ЕТРК ЦОД) СО ЕЭС и локально-вычислительных комплексов в региональных диспетчерских управлениях", - уточнили в "Техносерве".

В пресс-службе "Техносерва" сообщили, что на сегодняшний день все работы по этому проекту завершены. В планах СО ЕЭС - дальнейшее расширение системы на еще неохваченные мониторингом регионы, где работает компания. Стоимость проекта в компании не раскрывают.

В компании корреспонденту ComNews сообщили, что "Техносерв" уже делал аналогичные проекты для компаний в других отраслях, сопоставимые по масштабу. Среди них - внедрение комплексной системы мониторинга ключевых приложений Промсвязьбанка и внедрение комплексной системы мониторинга бизнес-критичных приложений и ИТ-инфраструктуры ВТБ24. "В обоих проектах мониторинг ИТ-инфраструктуры является базой для работы верхнеуровневых мониторингов", - сообщила руководитель пресс-службы группы компаний "Техносерв" Екатерина Андреева.

"Мониторинг ИТ-инфраструктуры является необходимым условием для обеспечения бесперебойной работы любых крупных и средних компаний из всех сфер экономики, бизнес которых завязан на четкой работе ИТ-систем и приложений", - сообщила Екатерина Андреева. К слову, в "Техносерве" создали специальное структурное подразделение - Центр компетенций по системам управления ИТ и мониторинга.

Заместитель директора департамента информационных технологий, директор по промышленным решениям компании "Крок" (АО "КРОК Инкорпорейтед") Вячеслав Максимов отметил, что в 2010 г. "Крок" внедрил в СО ЕЭС корпоративную интеграционно-транспортную систему (КИТС), которая включала в себя в том числе и средства мониторинга как непосредственно самой системы, так и соответствующей ИТ-инфраструктуры.

"Система предоставляет прикладным системам сервис по асинхронному обмену информацией, сообщениями, с повышенной надежностью и устойчивостью к программным и аппаратным сбоям, а также к сбоям в функционировании каналов связи и возможностью обеспечения конфиденциальности информационного обмена", - добавил Вячеслав Максимов.

Заместитель руководителя департамента бизнес-консалтинга группы компаний Softline Максим Мельситов отметил, что рынок движется к управляемым сервисам, поэтому организация мониторинга ИТ-сервисов - методологически правильный шаг. Он посоветовал не забывать о таком компоненте сервиса, как лицензии, и об их уровне утилизации в рамках сервиса.

"Мониторинг компонента ИТ-инфраструктуры - не то же самое, что мониторинг компонента ИТ-сервиса. В конкретном случае ИТ-инфраструктура - это база, на которой функционируют ИТ-сервисы. Например, мы можем мониторить систему хранения данных, которая обеспечивает работу нескольких ИТ-сервисов. Поэтому ее важно мониторить в контексте конкретного сервиса, чтобы оценивать качество этого сервиса и понимать фактический, а не номинальный SLA", - заключил он.