© ComNews
04.05.2017

Минкомсвязи в июне намерено представить в правительство предложения по обособлению резерва универсального обслуживания, чтобы обеспечить целевое расходование средств. Причем ведомство предлагает обособить не только резерв, но и ряд других источников финансирования отрасли, в частности плату, собираемую за радиочастотный спектр. Таким образом Минкомсвязи хочет создать фонд развития цифровой экономики, средства из которого можно будет направить в том числе и на реализацию программы "Цифровая экономика".

Об этом рассказал министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров (на фото), отвечая на вопрос корреспондента ComNews после расширенного заседания коллегии министерства.

Ведомство сообщало о планах по обособлению резерва универсального обслуживания (так называемый фонд универсальных услуг связи) еще в мае прошлого года, на расширенном совещании Россвязи по итогам 2015 г. (см. новость ComNews от 13 мая 2016 г.). Вчера Николай Никифоров заявил, что министерство теперь смотрит на ситуацию с обособлением фонда универсальных услуг связи шире.

"В рамках подготовки программы "Цифровая экономика" мы рассматриваем вариант обособления даже большего количества источников финансирования: и платы за универсальные услуги связи, и платы за частоты, и, возможно, расходов федеральных органов власти на информатизацию, а также, возможно, некоторые другие источники финансирования. Мы условно называем это "Фонд развития цифровой экономики". Эти предложения мы сейчас разрабатываем вместе с ведомствами и планируем в июне представить согласованную позицию в правительство и на рассмотрение нашего президента. Считаем, что реализация программы "Цифровая экономика" нуждается в принципиально иных мощных мерах поддержки", - заявил Николай Никифоров.

Фонд универсальных услуг связи (УУС) формируется из отчислений всех операторов связи - 1,2% от выручки, полученной от оказываемых услуг связи. На эти средства строится около 215 тыс. км ВОЛС и почти 14 тыс. точек доступа в Интернет, что позволит устранить цифровое неравенство в малых населенных пунктах России (с населением от 250 до 500 человек). Однако собранные операторами средства вначале зачисляются в федеральный бюджет, а потом распределяются из него не только на нужды отрасли, но и на различные другие нужды государства. Минкомсвязи последовательно отстаивает позицию, что средства из фонда УУС должны расходоваться исключительно целевым образом. В конце марта 2014 г. правительство выбрало "Ростелеком" единым оператором универсальных услуг связи (таксофоны, пункты коллективного доступа, точки доступа в Интернет) на всей территории России (см. новость ComNews от 31 марта 2014 г.).

Как ранее сообщал ComNews, по итогам 2016 г. отчисления операторов связи в фонд универсальных услуг составили 13,7 млрд руб. (см. новость ComNews от 27 апреля 2017 г.). Федеральное агентство связи перечислило "Ростелекому" из резерва универсального обслуживания только 8,8 млрд руб. в рамках бюджетных обязательств. Представитель "Ростелекома" вчера сообщил корреспонденту ComNews, что оператор заинтересован в своевременной и полной компенсации затрат, понесенных компанией по этому направлению. "Чтобы не повторялась ситуация 2016 г. В прошлом году было очень существенное недофинансирование универсальных услуг, деньги в федеральном бюджете были перераспределены на другие статьи: вместо 14,8 млрд руб. осталось только 8,9 млрд руб.", - посетовал он.

Инициативу Николая Никифорова обособить не только резерв универсального обслуживания, но и ряд других источников финансирования отрасли представитель "Ростелекома" прокомментировал так: "Заказчик универсальных услуг связи - государство, оно же устанавливает правила формирования и использования резерва универсального обслуживания".

"Важно адресное предоставление средств фонда УУС - например, на развитие сетей связи на удаленных и труднодоступных территориях России", - считает пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.

"Обособление средств резерва может быть целесообразно для решения проблемных вопросов отрасли. "МегаФон", например, предлагал и до сих пор поддерживает идею использовать средства резерва для реализации требований 374-ФЗ по хранению трафика", - отметила руководитель пресс-службы оператора Юлия Дорохина.

Пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) воздержались от комментариев.

Аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин отметил, что положительно оценивает создание подобного квазифонда. "При прочих равных, консолидация источников финансирования могла бы способствовать эффективному развитию цифровой экономики в РФ - по крайней мере, в том виде, в котором идет обсуждение концепции. Тем не менее инициатива, скорее всего, в итоге окажется принципиально нереализуема из-за негативных последствий для отрасли по причине внедрения поправок Яровой-Озерова", - считает он. По его мнению, с высокой долей вероятности, источники фондирования придется направить на поддержку операторов.

По мнению заместителя директора аналитического департамента компании "Альпари" Натальи Мильчаковой, Минкомсвязи поступает правильно, так как никакому министерству не хочется, чтобы выделенные средства государство забирало, расходуя совсем на иные цели. "Реализация вышеупомянутой инициативы будет значительно зависеть от наличия лоббистских возможностей у министерства. В отличие от силового или финансово-экономического блока правительства, Минкомсвязи пока не отличалось особой близостью к администрации президента или к главе правительства. Реализовать будет сложно еще и потому, что государство изымает деньги из фонда УУС на иные цели законно с формально-юридической точки зрения", - отметила она. Не факт, что даже если закон об обособлении резерва будет принят, то какие-либо высокопоставленные чиновники не будут по-прежнему ссылаться на Бюджетный кодекс. "Очень важно, чтобы данную инициативу поддержали премьер-министр и президент", - резюмировала она.