Владимир Зыков
08.12.2015

Копирайт "Студии Артемия Лебедева" исчезнет с главной страницы "Яндекса", где он находился со дня старта поисковика в 1997 году. "Яндекс" постепенно переводит пользователей на новый дизайн.

— Новый дизайн главной страницы мы "раскатывали" постепенно, со временем увеличивая долю аудитории. На днях новый вид главной страницы стал доступен большинству наших пользователей, — пояснили в пресс-службе "Яндекса". — Разработка сервисов — большой и сложный процесс, требующий от дизайнера максимальной вовлеченности, поэтому несколько лет назад было принято решение сформировать свою команду дизайнеров. Текущая главная страница, какой ее уже видят многие люди, — это работа дизайнеров "Яндекса".

"Студия Артемия Лебедева" занималась дизайном главной страницы "Яндекса", начиная с первой версии, созданной в сентябре 1997 года. Последняя, 20-я версия главной страницы была сделана этой компанией в апреле 2013 года. Внизу страницы постоянно находилась активная ссылка "дизайн "Студия Артемия Лебедева", которая адресовала пользователя на сайт студии.

По словам блогера Антона Носика, логотип студии там оказался в связи с условиями контракта, в котором кроме стоимости оплаты услуг основатель студии Артемий Лебедев прописал необходимость такой ссылки.

Из визуальных изменений, которые бросаются в глаза — в новом дизайне ссылки на новости, которые были синего цвета, стали черными.

— В целом ощущение от нового дизайна скорее позитивное. Отказ от "цветных" ссылок — общая тенденция, и трудно винить "Яндекс" за то, что он тоже пошел по этому пути, — рассказывает староста дизайнерской группы "Артель Васисуалия Уткина" Андрей Калибабин. — В конце концов, люди, использующие тачскриновые устройства, всё равно понимают, куда нужно нажимать. А для остальных есть выделение ссылки красным, когда указатель мыши находится на ней. Единственное, чего пока не хватает — выделения цветом посещенных ссылок, в особенности — для новостных сюжетов. Для них достаточно было использовать не черный, а серый шрифт — и было бы совсем хорошо. Но я думаю, эту опцию добавят довольно быстро — так было на всех крупных проектах, которые за последние годы отказывались от "цветных" ссылок.

Глава портала премиальных знакомств Teamo.ru Андрей Бурин предположил, что у "Яндекса" и "Студии Артемия Лебедева" была договоренность: что должно измениться на главной странице, чтобы можно было убрать логотип дизайнера.

— Мне всегда казалось странно, что на главной странице "Яндекса" стоит ссылка на стороннюю дизайн-студию, пусть и одну из ведущих в России, — рассуждает Бурин. — Они же давали еще какой-то трафик студии. Не думаю, что он большой, но тем не менее. А поменять дизайн решили потому, что просто пришло время.

В пресс-службе "Яндекса" пояснили, что основной контракт, по которому студия оказывала их компании услуги по разработке дизайна веб-сервисов, завершился еще в 2012 году. Но и после этого последние годы "Яндекс" заказывал работы у студии по отдельным проектам.

— Дизайн сервисов "Яндекса" по факту, еще до 2012 года, уже несколько лет разрабатывался внутри компании, это неотъемлемая часть нашего производства, — говорят в пресс-службе. — Создание и развитие веб-сервисов — это большой сложный процесс, который требует от дизайнера глубокого погружения в детали. И несколько лет назад, еще до 2012 года, мы приняли решение о создании коллектива дизайнеров внутри компании. Сегодня большинство сервисов делаются внутренними силами, с дизайн-студиями мы тоже сотрудничаем.

Реклама на главной странице поисковика довольно дорогая. Например, баннер на главной странице "Яндекса", расположенный под поисковой строкой, — один из самых дорогих на сайте, здесь стоимость 15 млн показов — от 2,7 млн рублей. При этом, по данным TNS Web Index, в октябре 2015 года главную страницу посетили более 43,2 млн человек.

Согласно данным SimilarWeb, порядка 28% переходов на сайт "Студии Артемия Лебедева" идет со сторонних ссылок, и больше всего — с "Яндекса". Система статистики не указывает, какова при этом доля переходов по ссылке внизу главной страницы.