Владислав Новый
05.11.2015

Холдинг Ozon объявил о выходе на рынок трансграничной интернет-торговли, рост которой даже в кризисном 2015 году составит 15%.

Ozon предоставит свой сайт европейским брендам обуви и одежды в обмен на пятипроцентную комиссию с каждой покупки. На этом поле Ozon предстоит конкуренция с целым рядом крупных игроков, в том числе американской eBay, китайскими AliExpress и JD, а также с "Почтой России" и "Юлмартом".

До конца декабря 2015 года Ozon начнет продавать модные товары из Европы, рассказал "Ъ" гендиректор Ozon Дэнни Перекальски. Первыми партнерами станут британские и международные бренды обуви Barbour, Base London, Beach Athletics, Grafters, Hunter, Jeffery West, Joules, Kickers, Palladium, Toms, Ravel, Rocket Dog и др. Ozon будет получать 5% с продажи — это агентское вознаграждение за трансакции клиента. Партнером по доставке станет компания Mainex, в ее офисе "Ъ" подтвердили договоренность. По словам представителя Ozon, сроки доставки из-за рубежа до Москвы составят три-семь рабочих дней, будет возможен и возврат товара; коммуникацию с покупателем будет вести сам Ozon.

Холдинг уже продает обувь, в каталоге около 140 брендов, в том числе российских. В 2012 году Ozon покупал интернет-магазин обуви Sapato, но не смог его интегрировать и в апреле 2015 года продал холдингу KupiVIP. Впервые запуская трансграничную торговлю обувью и одеждой, Ozon расширит ассортимент, пояснили в компании. Формат торговой площадки Ozon уже опробован. Ее партнерами, в частности, являются российские продавцы детских товаров, велосипедов, а также компании "Холодильник.ру" и "220 вольт" (приносят 2% общей выручки). Продажи международных партнеров в следующем году вырастут до 2% в общей выручке Ozon, рассчитывает его представитель.

По итогам 2014 года выручка Ozon Holdings составила 11 млрд руб., валовая прибыль — 2,4 млрд руб., чистый убыток — 2,5 млрд руб., говорится в отчетности МТС (владеет 10,8% Ozon). Гендиректор Ozon ожидает прибыль по итогам 2017 года.

Участники рынка считают, что Ozon выбрал экономный вариант для выхода на растущий рынок. Крупным магазинам с большим ассортиментом товаров в текущей экономической ситуации становится более целесообразно не иметь собственного большого склада, на котором хранится весь перечень товаров, а осуществлять доставку со складов поставщиков или других интернет-магазинов, поясняет исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. "Потребитель при подобном исполнении заказа не чувствует существенной разницы, а интернет-магазин избавляется от дополнительных затрат, которые приходятся на аренду самих складов, доставку товаров от поставщиков на собственные склады. Кроме того, компания может существенно расширить свою линейку товаров",— отмечает он. По прогнозу АКИТ, в 2015 году количество посылок из-за рубежа вырастет на 35% и достигнет 105 млн штук. В денежном выражении из-за колебаний курсов валют и падения потребительского спроса трансграничная торговля вырастет на 15% и достигнет 240 млрд руб.

По словам председателя совета директоров "Юлмарта" Дмитрия Костыгина, ситуация в интернет-торговле напоминает рынок пива 15 лет назад. "Тогда все открывали пивные заводы и пивные рестораны, и Питер был столицей пивной России. Последние годы все делают маркетплейс: мы, Ozon, Wikimart, "Почта России"... В ближайшие два года, безусловно, появятся доминантный интернет-ритейлер и национальный маркетплейс",— прогнозирует он. При этом бизнес-модели у всех игроков разные, в том числе у зарубежных игроков, обращает внимание он. "Мы считаем, что нужна нераздельная инфраструктура для ритейла и маркетплейса (торговой онлайн-площадки.— "Ъ"),— продолжает Дмитрий Костыгин.— В течение двух лет мы построим три сортировочные станции, инвестировав около 3 млрд руб. Через год планируем пилот на северо-западе, еще через год — в Москве".

Сооснователь Wikimart Максим Фалдин напоминает, что Ozon уже пытался создать маркетплейс. "Может, на тренде они с пятой попытки смогут что-то построить. Но им тяжело будет конкурировать с британскими магазинами, которые предлагают такой же товар",— говорит Максим Фалдин. Впрочем, начинать трансграничные продажи с обуви — правильный выбор, поскольку это растущий сегмент, заключил он.