BlackBerry останется в России, но без сотовых операторов и фирменных смартфонов
Корпорация BlackBerry продолжит работу в России, но в новом формате. Сервисы для корпоративных клиентов более не будут продаваться через сотовых операторов, а абонентам вместо фирменных смартфонов будет предлагаться кросс-платформенное решение с поддержкой iOS/Android-устройств.
Канадская корпорация BlackBerry опровергла информация о предстоящем уходе с российского рынка. Как заявила CNews представитель корпорации Джулия Пэйлорд (Julie Paillard), речь идет об изменении формата продаж услуг BlackBerry для корпоративных клиентов.
Напомним, смартфоны от BlackBerry получили известность в корпоративной среде благодаря фирменной функции BlackBerry Enterprises Services (BES), позволяющей компаниям обеспечивать своих сотрудников защищенным доступом к электронной почте и другим служебным сервисам.
В России долгое время продукция BlackBerry не была доступна: фирменные смартфоны корпорации используют высокую степень криптозащиты и для их ввоза требуется разрешение от ФСБ. В 2008 г. сотовые операторы "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") и МТС решили эту проблему: они получили лицензии от ФСБ на ввоз первых партий смартфонов и запустили услугу BES. В 2011 г. к ним присоединился и "Мегафон".
Однако в конце прошлой недели МТС и "Вымпелком" заявили о прекращении подключений новых корпоративных клиентов к услуге BES. "Вымпелком" также повысил стоимость обслуживания для нынешних пользователей с 1 тыс. руб. в месяц до 2 тыс. руб. в месяц за один номер. Оператор объяснил происходящее "предварительными планами" BlackBerry прекратить работу на российском рынке.
Пэйлорд подтвердила, что новые лицензии на использование прежней версии корпоративного сервиса от корпорации – BES 5 – действительно продаваться не будут. Но это связано с общей политикой корпорации. В то же время последняя версия корпоративного сервиса от BlackBerry – BES 12 – уже доступна для российских пользователей, утверждает Пэйлорд. Правда, продают ее не сотовые операторы, как было до сих пор, а некие авторизованные дистрибуторы (какие именно, в BlackBerry не уточняют).
Между тем, у BlackBerry остается нерешенной проблема с ввозом оборудования. В последние годы сотовые операторы перестали получать лицензии ФСБ на ввоз новых партий смартфонов от корпорации, в результате чего торговля данным оборудованием стала осуществляться по "серым" каналам. В конце 2012 г. BlackBerry объявил о запуске новой схемы ввоза оборудования: этим должен был заняться дистрибутор Asbis. А сам BlackBerry должен был осуществлять нотификации о своей продукции в адрес ФСБ, что избавило бы импортеров от необходимости получать лицензии на ввоз криптоустройств от корпорации.
Однако эта схема пока так и не заработала, а BlackBerry и Asbis сотрудничают лишь в других постсоветских странах. Смартфоны же от BlackBerry, включая устройства на последней версии операционной системы BlackBerry 10 по-прежнему ввозятся в Россию по "серым" каналам. Ход переговоров по этому вопросу в BlackBerry не комментируют.
Пэйлорд отмечает, что BES 12 является кросс-платформенным решением. Соответственно, для работы с ним у клиентов могут быть не только устройства от BlackBerry, но и смартфоны, работающие на базе других операционных систем: iOS, Android, Windows Phone и Samsung Knox.
Еще одно ограничение для российских пользователей связано с выбором вариантов работы BES 12. За рубежом клиент может использовать сервис либо традиционным способом путем установки соответствующего ПО на собственный сервер, либо в виде "облачного сервиса". Но клиентам из России, по крайней мере официально, будет предлагаться только первый вариант.